Международная деятельность государства – это внешнеполитическая деятельность государства, опосредующая взаимодействие государства с иными субъектами международного сообщества – с другими государствами, международными организациями, для решения вопросов, имеющих глобальное значение, согласования интересов участников международных отношений, преодоления конфликтных ситуаций, защиты национальных интересов на международном уровне и пр.
Содержание международной деятельности государства
Прежде всего, необходимо отметить, что международная деятельность государства представляет собой сложную систему взаимоотношений политического, экономического, социального, культурного, экологического и иного характера, складывающихся в международном сообществе, включающая следующие элементы:
- взаимоотношения между государствами;
- взаимоотношения между государствами и международными организациями.
Международная деятельность государства во многом определяется внешней политикой государства, то есть направлением общегосударственной политики, являющейся продолжением внутренней политики, которая преследует цели обеспечение национальной безопасности и достижения собственных целей развития.
Иными словами, всякое государство в рамках международной деятельности реализует внешнюю политику, то есть участвует в международном взаимодействии – взаимодействие с зарубежными партнерами, государствами и международными организациями, для формирования собственной внешнеполитической позиции.
В свою очередь, внешняя политика как элемент международной деятельности государства зависит:
- от экономического, политического состояния внутри страны на конкретном этапе исторического развития;
- от роли и места государства в международном сообществе, а также от таких объективных факторов как утвержденные принципы взаимодействия государств в рамках международного сообщества, в том числе посредством создания международных организаций, заключения международных договоров и пр.
Таким образом, на международную, в том числе внешнеполитическую, деятельность конкретного государства оказывают влияние две группы факторов:
- принципы взаимодействия участников международного сообщества, в том числе цели и задачи взаимодействия, инструменты взаимодействия;
- внутреннее состояние государства, то есть состояние его политической, экономической, социальной, культурной, экологической и иных систем, а также принципы и методы организации публичного управления внутри государства.
Значение международной деятельности государства
Значение международной внешнеполитической деятельности государства определяется следующими обстоятельствами:
- участие в международных отношениях позволяет государству формировать собственную позицию на международной арене и участвовать в решении глобальных проблем, в том числе в обеспечении мира и безопасности, в обеспечении экологической безопасности и пр.;
- участие в международных отношениях позволяет государству решать задачи внутренней политики, в частности обеспечения стабильности собственной экономики посредством привлечения инвестиций, выпуска национального конкурентоспособного продукта на международный рынок и пр.
В условиях глобализации общественных процессов, развития информационных технологий крайне важно обеспечивать эффективное взаимодействие государства на международной арене, в том числе посредством согласования интересов в рамках международных договоров и реализации общезначимых задач в рамках учреждения и функционирования международных организаций.
Основные направления международной деятельности государства
Сегодня перед мировым сообществом стоят задачи решения глобальных вопросов, в том числе:
- сокращения вредного воздействия на природную среду, обеспечения экологической безопасности;
- предотвращения распространения оружия массового поражения;
- противодействия международным криминальным явлениям;
- совместного преодоления социальных проблем – бедности, голода и пр.;
- совместного преодоления глобальных угроз здоровью населения, в частности в борьбе с пандемиями, эпидемиями и пр.;
- регулирования международного информационного, экономического пространства и др.
Очевидно, что решение названных глобальных вопросов может обеспечиваться только совместными усилиями членов международного сообщества в рамках координации интересов и активного взаимодействия.
Вопросы взаимодействия государств на международной арене широко регламентируются соответствующими международными соглашениями, Примером является Устав Организации Объединенных Наций, определяющий принципы взаимодействия участников организации. Устав в качестве основных принципов взаимодействия участников международного сообщества называет:
- утверждение дружественного взаимодействия между государствами независимо от социально-экономических, политических и иных характеристик государства и уровня его развития;
- координацию и сотрудничество государств в рамках международных организаций для решения общезначимых вопросов, для активного участия государств в системе международных отношений.
Для эффективной организации международной деятельности государства в финансовых, инвестиционных, экономических, культурных, образовательных и иных отношениях заключается специальные соглашения и учреждаются специальные международные организации.
Таким образом, международные соглашения и международные организации можно признать эффективным инструментом реализации государством международной деятельности.
Отдельным направлением международной деятельности государства выступают разработка и реализация стратегий, программ его собственной внешнеполитической деятельности. Так, в число основных направлений внешнеполитической деятельности Российского государства входят:
- обеспечение целостности, безопасности, суверенитета страны;
- формирование благоприятной среды для устойчивого роста и конкурентоспособности экономики на международной арене;
- обеспечение международного мира, демократических принципов осуществления международных связей и пр.