Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы управления общественным мнением и государственная политика

Определение 1

Методы управления общественным мнением – это совокупность принципов и подходов, применяемых органами государственной власти с целью формирования общественного мнения, оказания влияния на него и получения обратной связи от населения при реализации государственной политики.

Необходимость и сущность работы с общественным мнением

В демократически развитых государствах общественное мнение выступает важным инструментом взаимодействия государственной власти и населения. Государственная власть вынуждена считаться с общественным мнением, отслеживать реакцию населения на реализуемую государственную политику, корректировать свои действия в соответствии с ожиданиями и восприятием гражданами государственной политики.

Технологии манипуляции, используемые государственной властью, способны обеспечивать возможность формирования общественного мнения, угодного власть предержащим. Манипулятивный характер управления общественным мнением обеспечивает возможность формирования нереального представления общества о действительности или подталкивания населения к совершению определенных действий вопреки его интересам.

Управление общественным мнением не всегда может иметь негативную окраску, так как оно может использоваться в просветительских, социализирующих, мобилизационных целях.

Просветительский характер управления общественным мнением обеспечивает формирование информационной среды, являющейся благоприятной для знакомства населения с социально-политической культурой государства, информирования общественности о действиях органов государственного и муниципального управления.

Социализирующий характер управления общественным мнением обеспечивает интеграцию населения в социально-политические процессы за счет формирования у него социально-политической грамотности и выработки активной гражданской позиции.

«Методы управления общественным мнением и государственная политика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Мобилизационный характер управления общественным мнением представляет собой возможность усиление массовой активности за счет организации общественных дискуссий по социально значимым темам или реализации конкретных материальных и практических действий.

Характеристика методов управления общественным мнением

В качестве основного инструмента управления общественным мнением выступают средства массовой информации. Эволюция методов управления общественным мнением обусловлена глобализацией общественных процессов. Развитие средств массовой информации и коммуникации устранило границы между государствами в формировании общественного мнения. Теперь представители иностранных государств могут оказывать влияние на общественное мнение страны за счет распространения той или иной информации.

К числу наиболее действенных методов управления общественным мнением относится репутационный менеджмент. Управление репутацией органа государственного управления предполагает формирование привлекательного имиджа органов государственного власти, их руководителей, выстраивание конструктивных взаимоотношений государственных служащих и населения, использование адекватных каналов коммуникации, умение выбирать оптимальные действия в условиях кризисных ситуаций.

К числу эффективных методов управления общественным мнением также относят политический маркетинг, являющийся современной формой организации борьбы за электорат при проведении политических кампаний.

Еще одним эффективным методом управления общественным мнением является пропаганда, представляющая собой целенаправленное систематическое распространение аргументов, фактов, слухов, иных сведений, включая заведомо ложные, для обеспечения единого воздействия на общественное мнение и массовое сознание. Показатели эффективности пропаганды являются мерой изменения поведения и сознания людей.

Пропаганда направлена на достижение следующей цели – заставить население мыслить и действовать конкретным образом, подчиняясь воле определенной группы людей, представляющей правящий класс.

Пропаганда использует психологические методы управления толпой и группой. Находясь в группе или толпе, большая часть людей теряет свою индивидуальность и способность к критическому мышлению, подвергаясь воздействию групповых импульсов и эмоций. В последствие даже наедине с собой человек сохраняет шаблоны, принятые под влиянием группы.

Метод модели Овертона подразумевает целенаправленное внедрение идеи в общество за счет «окна возможностей», обеспечивающего обсуждение или принятие идей. Окно может иметь ограничение или не иметь их. Окно подвержено движению, расширяющему веер возможностей по внедрению в массовое сознание определенных идей. Успешное внедрение идей в общественное сознание требует осуществления последовательных и постепенных действий.

Сдвиг общественного мнения в окне осуществляется за счет прохождения следующих стадий восприятия идей:

  • во-первых, немыслимые;
  • во-вторых, радикальные;
  • в-третьих, приемлемые;
  • в-четвертых, мудрые;
  • в-пятых, популярные;
  • в-шестых, официальная политика.

Такой способ формирования общественного мнения обеспечивает возможность принятия обществом даже самых абсурдных идей.

Методы управления общественным мнением постоянно развиваются, расширяя свои возможности за счет современных средств коммуникации.

Взаимосвязь управления общественным мнением и государственной политики

Между управлением общественным мнением и государственной политикой существует прямая взаимосвязь. Государство в условиях демократии нуждается в одобрении своих действий со стороны общественности. Принятие населением государственной политики и выражение одобрения этой политики через общественное мнение обеспечивает социальную и политическую стабильность развития общества, уверенность государственной власти в реализуемых действиях, выбранном курсе развития государства.

Государственная политика, одобряемая населением, способна обеспечить эффективное социально-экономическое развитие общества и страны, создать условия или инноваций и инвестиций, сформировать благоприятный социально-экономический климат.

Дата последнего обновления статьи: 10.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot