Методы и механизмы контроля реализации государственных решений – это способы проверки качества государственной деятельности посредством сопоставления достигнутых результатов этой деятельности с целями, зафиксированными в нормативных документах для решения актуальных социальных проблем.
Значение контроля реализации государственных решений
Эффективность любого государственного решения определяется таким показателем, как достигнутый результат. Результат является следствием деятельности, осуществляемой для его получения. Как следствие, наибольшее соответствие результатов запланированных по итогам государственных решений действий целям этих решений определяет эффективность государственного управления в целом. При отсутствии такого соответствия качество и рациональность государственного управления ставится под сомнение. Результативность государственного решения прямо зависит от наличия контроля его исполнения. Отсутствие контроля не позволяет оценить, выполнено ли решение и устранены ли те проблемы, в отношении которых это решение было принято.
Контроль выступает механизмом оценки соответствия достигнутых результатов выполнения государственных решений целям, которые ставились при их принятии.
Контроль в определенной мере выступает завершающей стадии работы по принятию и реализации государственных решений. Его задача состоит не только в выявлении, но и в предупреждении ошибок, отклонений, недостатков, поиске новых резервов и возможностей. Посредством контроля осуществляется наблюдение за процессом исполнения государственных решений, определяются результаты воздействие на объект управления субъекта управления.
Контроль также выполняет функцию средства обратной связи, информируя субъекты управления об отклонениях в реализации государственного решения при его практическом воплощении. Это обеспечивает возможность корректировки управленческой деятельности на уровне государства, дает возможность ее оптимизации.
В ходе контроля реализации государственных решений можно выделить следующие фазы:
- во-первых, учет полученных результатов;
- во-вторых, сопоставление полученных результатов с целями принятия государственного решения;
- в-третьих, оценка степени решения социальной проблемы;
- в-четвертых, корректировка и оптимизация дальнейшей государственно-управленческой деятельности.
Третья и четвертая фазы контроля, как правило, обделены вниманием, что можно считать значимым упущением.
Эффективность государственного управления выражается не только в соответствии фактических результатов установленным целям, а тем в какой степени удовлетворены социальные потребности при решении или снятии социальных проблем. Полнота и скорость решения социальных проблем определяет качество государственного управления.
Виды и методы контроля. Общественный контроль исполнения государственных решений
Контроль реализации государственных решений можно разделить на два уровня:
- во-первых, государственный;
- во-вторых, общественный или гражданский.
Оба вида контроля объективно необходимые обществу в связи с возможностью проверки эффективности принимаемых государственных решений с точки зрения соблюдения общественных интересов.
Помимо этого, контроль обеспечивает возможность выполнения решений, что предотвращает их профанацию. Контроль должен сопровождать каждое государственное решение, принятие и выполнение которого обеспечивается политическими руководителями и чиновниками. Постоянство государственного и общественного контроля реализации государственных решений выступает в качестве необходимого условия их оптимальной реализации, а также государственного управления в целом.
Следует отметить, что общественный контроль в процессе реализации государственных решений играет особую роль. Гражданский контроль осуществляется посредством наблюдения населения за исполнением органами государственного управления своих обязательств перед обществом.
Общественный контроль обеспечивает публичность политики демократического государства. Общественный контроль исполнения государственных решений усиливает осознанность политического участия граждан в государственном управлении и решение задачи общественного развития. Вовлечение населения в политический процесс поддерживает связь общества и государства, контроль выступает в качестве необходимого условия развития гражданского общества и правового государства. Для развитых стран общественный контроль выступает неотъемлемым элементом взаимодействия общества и власти. Всю цепочку государственного управления можно выразить следующей формулой: органы государственного управления осуществляет какие-либо действия – население реагирует – власть воспринимает реакцию общества и отвечает на нее – население снова дает реакцию.
Общественный контроль призван содействовать исполнению населением своих функций в системе государственного управления.
В России общественный контроль исполнения государственных решений еще находится на стадии развития. В основном он распространяется на случаи произвола власти, что, по сути, является начальным этапом контрольной деятельности.
Развитые страны отличаются более сложной системой общественного контроля. Для России характерно неразвитость и слабость механизмов и методов гражданского контроля над органами государственного управления.
В настоящее время делаются попытки расширения спектра функционирования гражданского контроля над деятельностью органов государственного управления, однако процесс этот развивается очень слабыми темпами. Для развития общественного контроля над исполнением государственных решений требуется формирование проработаной и научно обоснованной нормативной базы. Прямое вовлечение населения в политическую жизнь общества выступает в качестве залога развития человеческого потенциала и предотвращает возможное ограничение общегражданских свобод и прав. Общественный контроль обеспечивает формирование действующей личности, имеющей осознанную гражданскую позицию, формирующую основу развития гражданского общества.