Коррупциогенный фактор – это положение нормативно-правового акта или его проекта, которое устанавливает для правоприменителей возможность необоснованного применения исключений из общего правила и безосновательно широкие пределы усмотрения, содержат требования неопределенного, трудновыполнимого, обременительного характера к населению и хозяйствующим субъектам, формируя тем самым условия для коррупционных действий.
Сущность и виды коррупциогенных факторов
Все положения нормативно-правовых актов нуждаются в проведении антикоррупционной экспертизы, которая направлена на выявление в них коррупциогенных факторов. Коррупциогенные факторы создают основу для осуществления коррупционных действий за счет наличия противоречий, пробелов законодательства, узких мест и предоставления возможностей их разнообразных трактовок.
Российское законодательство обладает определенными несовершенствами, которые предоставляют возможности для правонарушений в сфере коррупции. Причиной таких несовершенств может являться скорость принятия нормативных актов, недостаточная компетентность лиц, ответственных за составление, изменение условий иных нормативно-правовых актов или условий общественной жизнедеятельности, приводящих к расширению толкования норм или их устареванию.
Всю совокупность коррупциогенных факторов можно разделить на следующие группы:
Те, которые устанавливают для правоприменителей безосновательно широкие пределы усмотрения, а также возможность безосновательного применения исключений из общего правила. К числу данных коррупциогенных факторов относятся следующие:
- широта полномочий дискриминационного характера. Данный фактор проявляется за счет отсутствия или неопределенности оснований, условий, сроков принятия решений, дублирующих полномочий;
- определение компетенции в соответствии с формулой «вправе». Диспозиция такой нормы права предусматривает возможность совершения действий в отношении населения и хозяйствующих субъектов органами государственного и муниципального управления;
- изменение объема прав выборочного характера. Данный фактор выражается в наличии возможности применения исключения из общей нормы для населения и хозяйствующих субъектов по усмотрению органов государственного и муниципального управления без каких-либо оснований;
- чрезмерность свободы нормотворчества на законном уровне. Данный фактор выражается в наличии норм оценочного и бланкетного характера, способствующих изданию подзаконных актов, которые вторгаются в компетенции органов государственного и муниципального управления, ответственных за принятие первоначального нормативно-правового акта;
- несоответствие компетенции возможности принятия нормативно-правового акта. Данный фактор выражается в принятии нормативно-правовых актов органами государственного и муниципального управления, не обладающими соответствующей компетенцией;
- неполнота или отсутствие процедур административного характера. Данный фактор выражается в отсутствии закрепленного порядка совершения органами государственного и муниципального управления конкретных действий;
- отказ от процедур конкурсного или аукционного характера. Данный фактор выражается в подмене конкуренции административным порядком предоставления прав;
- нормативная коллизия. Данный фактор выражается в наличии внутренних противоречий в правовых нормах;
Те, которые содержат требования к населению и хозяйствующим субъектам неопределенного, трудновыполнимого или обременительного характера. К числу этих факторов относятся завышенные требования к лицам при реализации принадлежащих им прав, злоупотребление правами заявителя со стороны органов государственного и муниципального управления, неопределенность юридико-лингвистического характера.
Особенности выявления коррупциогенных факторов
При выявлении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах оценивается их соответствие требованиям четкости, ясности языковых конструкций, применения правил юридической техники общепризнанного характера.
Перед экспертом, занятым выявлением коррупциогенных факторов, ставится цель, состоящая в оценке качества норм нормативно-правового акта. Эксперту следует исключить использование в нормативно-правовом акте неустоявшихся или двусмысленных терминов, формулировок и понятий, формулировок, имеющих неопределенное или неясное содержание.
Методология и методика экспертизы нормативно-правовых актов на наличие коррупциогенных факторов зависит от того, какой фактор призвана выявить экспертиза.
Одним из элементов процедуры выявления коррупциогенных факторов является установление фактов использования маркеров коррупциогенных факторов в виде слов «либо», «или», словосочетаний «не более», «не менее», формулировок «не позднее», «в течение». При наличии указанных маркеров проводится оценка возможности устранения коррупциогенных факторов.
При проведении экспертизы нормативно-правовых актов на наличие коррупциогенных факторов используются методы оценки:
- во-первых, правильности применения терминов и понятий, знаков пунктуации в тексте нормативного правового акта;
- во-вторых, соответствие терминов и понятий, применяемых в исследуемом нормативно-правовом акте, аналогичным терминам и понятиям из других нормативно-правовых актов;
- в-третьем, обеспеченности однозначности и четкости применяемых терминов и понятий, правовых норм;
- в-четвертых, обеспеченности единства применяемой терминологии в пределах всего текста нормативно-правового акта;
- в-пятых, точности применяемых наименований;
- в-шестых, наличия недопустимых аббревиатур и так далее.
Методология и методика выявления коррупциогенных факторов предусматривает определенные маркеры, которая обеспечивают повышенное внимание экспертов к содержанию нормативно-правового акта.