Методика оценки НПА (нормативных правовых актов) на коррупционность – это нормативно регламентированная процедура и соответствующая ей система методов и инструментов, предполагающая исследования проектов НПА и действующих НПА на предмет наличия факторов, способных в последующем выступать причиной или условием возникновения коррупционных ситуаций.
Значение методики оценки НПА на коррупционность
Одной из важнейших проблем зарубежных и отечественной системы публичного управления остается коррупция, которая влечет нецелевое расходование бюджетных средств, неэффективное решение функций и задач публичного управления, не позволяет обеспечить права личности, благосостояние населения и, соответственно, сокращает доверие населения к системе публичного управления.
В связи с этим перед теорией и практикой публичного управления и юриспруденции стоит задача выработки научно обоснованных, методически обеспеченных механизмов и инструментов противодействия коррупционным явлениям в системе публичного управления. В качестве одного из наиболее эффективных инструментов противодействия коррупции следует назвать оценку действующих НПА и проектов НПА на коррупционность.
При этом важно подчеркнуть, что ежедневно разрабатывается и принимается значительное число НПА и эффективная их оценка на коррупционность затрудняется необходимостью привлечения значительных временных, организационных, финансовых и иных ресурсов. Указанное актуализирует разработку и совершенствование методики оценки НПА, которая бы позволила наиболее эффективно организовать исследование проектов и действующих НПА и достичь цели противодействия коррупции при экономии ресурсов.
Содержание методики оценки НПА на коррупционность
Методика оценки НПА на коррупционность предполагает не только непосредственное методическое обеспечение исследования НПА, но и определение предмета исследования, инструментов и методов исследования, а также организацию процедуры исследования.
Итак, к числу основных методических аспектов оценки НПА на коррупционность относятся:
Сфера исследования НПА на коррупционность. Значительное число действующих и разрабатываемых НПА во всех сферах публичного управления актуализирует вопрос о выборе приоритетных направлений оценки НПА на коррупционность. Идеальная ситуация предполагает оценку на коррупционность НПА как на стадии подготовки, так и на стадии принятия и реализации по результатам контрольных мероприятий. Названный подход позволит эффективно противодействовать коррупции. Однако в рассматриваемом случае на оценку НПА необходимо выделять значительное количество финансовых, организационных и иных ресурсов. Указанное актуализирует в рамках разработки методики оценки НПА на коррупционность определение критериев отбора НПА для проверки. Для этого целесообразно выявлять сферы, которые наиболее подвержены коррупционным явлениям. Так, например, в экономической области общественных отношений наиболее коррупциогенными являются следующие сферы:
- налоговое законодательство;
- таможенное законодательство;
- законодательство о банкротстве;
- законодательство о контрактной деятельности и др.
Важно отметить, что критерии отбора для проверки на коррупционность должны регулярно пересматриваться для повышения эффективности противодействия коррупции;
Методы исследования НПА на коррупционность. Эффективная оценка на коррупционность требует применения методов и инструментов, способных нейтрализовать коррупциогенные факторы в законодательстве и, соответственно, обеспечить противодействие коррупционным явлениям в системе публичного управления. Для достижения поставленной цели в качестве основного метода исследования НПА должен применяться анализ. Анализ НПА предполагает систему инструментов и операций познания объекта управления и правовых инструментов воздействия на него, в том числе для упорядочения поведения субъектов правоотношений. Здесь эксперты должны исследовать официальную информацию об объекте управления, к таковым относятся:
- нормативно-правовые акты;
- статистические показатели;
- отчеты о деятельности должностных лиц и органов публичного управления;
- судебная правоприменительная практика.
Кроме того, исследованию должны подвергаться и неофициальные источники, например, социологические исследования частных организаций и пр.
С применением метода функционального анализа должна исследоваться непосредственная деятельность должностных лиц и органов публичного управления, а именно соответствие организации деятельности элементов публичного управления требованиям законодательства, социальным запросам и установленным целям и задачам функционирования;
Организация процесса исследования НПА на коррупционность. В качестве основной стадии процесса исследования НПА на коррупционность можно выделить следующие:
- Общее исследование НПА, то есть исследование обоснованности принятия НПА, в том числе и финансово-экономической обоснованности, определение коррупциогенного потенциала, установление соответствия нормам юридической техники;
- Оценка НПА по существу.
Характеристика методики непосредственной оценки НПА на коррупционность
Методика непосредственного исследования НПА на коррупционность предполагает следующие направления оценки:
- проверку соответствия требованиям иерархии НПА. Данное направление исследования предполагает установление принятия акта в рамках компетенции должностного лица или органа публичного управления, а также установления отсутствия коллизий и противоречий, которые могут быть вызваны принятием или действием НПА;
- проверка правомерности установления компетенции должностного лица или органа публичного управления;
- проверка правомерности установления правового положения государственных и муниципальных служащих, то есть определения их должностных обязанностей;
- проверка обеспечения баланса интересов личности, общества, государства. Недопустимо принятия НПА в интересах отдельной социальной группы, группы коммерческих организаций или конкретной личности. Недопустимы любые дискриминационные проявления в НПА. Во всех случаях, когда НПА предполагает определенные ограничения, необходимо устанавливать соответствует ли такие ограничения публичным интересам.