Местное самоуправление в Великобритании – это англосаксонский подход к организации местного самоуправления, выражающийся в формировании местных советов, которым центральная власть делегирует реализацию определенных полномочий.
Специфика организации местного самоуправления в Великобритании
К особенностям организации местного самоуправления в Великобритании можно отнести наличие традиционных различий между территориями, которые при этом находятся в определенном сочетании со значимым единообразием. В основе регулирования местного самоуправления на территории составных частей Великобритании находятся нормативные акты, обособленные в рамках отдельных стран и различающиеся в таких аспектах как:
- во-первых, полномочия органов муниципального управления;
- во-вторых, административно-территориальное деление;
- в-третьих, специфика взаимодействия местных органов власти с органами государственного управления.
Поскольку в Великобритании отсутствует письменная конституция, муниципальное управление не имеет конституционного статуса с формальной точки зрения. Основу общественного управления формируют традиции, которые поддерживаются авторитетом Парламента и Короны. При этом практика муниципального управления показала неприемлемость такой трактовки. В свое время правительством Маргарет Тэтчер были проведены финансовые реформы, которые перевернули традиционный подход к организации функционирования муниципального управления, показали беззащитность органов муниципальной власти в отсутствии конституционного регулирования.
Отличительные характеристики местного самоуправления в Великобритании
Несмотря на вышеперечисленные недостатки, основные характеристики муниципальных органов власти определяются именно обширной правовой традицией. Основу этой традиции формируют нормативные акты, многие из которых действуют на протяжении нескольких столетий, а также судебные прецеденты, которым отводится особо важная роль.
Элементом традиции является правовая незащищенность муниципальных органов власти от центральной власти. В качестве единственного обладателя суверенитета выступает Парламент, который является источником всех полномочий публичной власти, делегируемых на нижестоящие уровни власти. Это дает Парламенту возможность и право одномоментного изменения или возвращения себе делегированных полномочий. В равной мере это относится и к исполнительной власти, и к местной власти. Парламент наделен правом создания органов, которым он может поручать реализацию определенных управленческих функций, меняя их структуру, осуществляя ликвидацию. Это допускает возможность упразднения муниципального управления в соответствии с актом Парламента. Такой подход обеспечивает легкость создания и упразднения уровня муниципального управления, перераспределение полномочий и так далее. Верховенство Парламента обеспечивает реализацию и другого принципа, суть которого сводится к делегированию уполномочий на конкретной основе. Ни один орган государственного и муниципального управления, за исключением парламента, не обладает общей компетенцией. Муниципальные органы власти наделены правом осуществления только тех действий, которые эксплицитно разрешены им законодательством. В том случае, если в основе деятельности органов муниципальной власти нет определенного нормативного акта, эти действия могут быть аннулированы и могут стать причиной судебного разбирательства.
Также явно парадоксальной характеристикой муниципального управления в Великобритании является отсутствие обязательных полномочий. Местные советы обеспечивают реализацию своих функций на бесплатной основе. Граждане принимают участие в деятельности местных советов на добровольной основе. Как следствие, местным советам на основе парламентских актов разрешено предпринимать определенные действия, но не они не обязаны осуществлять их. Только местные чиновники несут обязанности осуществления той или иной деятельности.
Центральная власть обладает абсолютным верховенством, которое, однако, частично корректируется за счет наделения местных советов правом обращения к парламенту с просьбой о предоставлении того или иного полномочия. Обращение к парламенту можно осуществлять от имени всех местных органов власти, через ассоциации этих органов, а также от лица отдельного совета. Правовая традиция допускает возможность наделения одного местного совета определенными полномочиями, при ненаделении всех других местных советов аналогичными полномочиями.
Сравнительно недавно, в начале XXI века, местные советы получили право разработки собственных нормативных актов в виде уставов, регулирующих принципиальные вопросы деятельности данных органов власти.
На местном уровне в Великобритании не действуют органы прямого государственного управления. В определенной мере местные советы реализуют эти функции за счет того, что им делегируются полномочия государства. При этом могут быть созданы отдельные специализированные органы, которые будут функционировать наряду с муниципальными органами власти.
Местное сообщество Великобритании выступает в качестве самостоятельного естественного образования, наделенного определенными правами, что в некотором смысле имеет лишь теоретическое значение, поскольку не отражено действующим правом. Общество конкретного муниципального образования выступает в качестве некоторой общности, но в данном случае речь идет в первую очередь об общности потребления.
Органы муниципального управления Великобритании
Органы муниципального управления Великобритании имеют достаточно однородную структуру, в основе которой лежат принципы единообразия.
Население осуществляет избрание представительных органов, именуемых местными советами и наделенных статусом юридического лица. Избрание осуществляется в ходе мажоритарных выборов, которые проводятся в один тур. Местные советы на уровне округов, графств и унитарных образований функционируют в течение 4 лет. Законодательство допускает возможность полного обновления местных советов каждые 4 года, обновления советов наполовину каждые 2 года, обновления по третям каждый год.