Местное самоуправление в Российской Федерации – это конституционно гарантированный демократический институт, обеспечивающий самостоятельное решение вопросов, определяющих жизнедеятельность местного сообщества, в том числе через институты непосредственной демократии – сход граждан, референдум, выборы и пр.
Значение развития местного самоуправления в Российской Федерации
Институт местного самоуправления в условиях демократической организации публичной власти в стране является одной из основ государственно-общественного устройства, благодаря этому институту местное население способно самостоятельно определять условия жизнедеятельности местного сообщества.
При этом для Российской Федерации местное самоуправление достаточно молодой институт, требующий дальнейшего развития и совершенствования исходя из положительного и отрицательного опыта функционирования системы должностных лиц и органов муниципального управления.
Несмотря на определенную обособленность местного самоуправления в системе публичной власти в государстве, местное самоуправление строится исходя из базовых принципов, закрепленных Конституцией, специальным федеральным законодательством в сфере местного самоуправления. Отсюда, модернизация и обновление на демократических началах всей системы публичного управления требует и дальнейшего развития местного самоуправления.
Перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации
Перспективы и направления развития местного самоуправления в Российской Федерации определяются теми проблемными аспектами, которые были выявлены практикой функционирования института местного самоуправления. К таким проблемным аспектам и, как следствие, перспективам развития местного самоуправления относятся:
- Недостаточная четкость разграничения полномочий органов государственной и местной власти, что приводит иногда к дублированию таких полномочий. Так, глава государства в своем послании парламенту страны в 2020 г. отметил наличие «запутанности полномочий» при распределении их между органами государственной и местной власти. Таким образом, перспективным направлением развития института местного самоуправления в стране следует назвать дальнейшее уточнение полномочий всех уровней публичной власти – от федерального до местного;
- Недостаточно конкретное определение полномочий местного самоуправления. Категории, используемые при регламентации полномочий местной власти, характеризуются недостаточной четкостью, например, «оказание содействия в создании условий» и др. Негативным последствием использования таких формулировок является не только проблема в разграничении полномочий между государством и местными сообществами, но и различное толкование муниципальной властью одних и тех же категорий, соответственно, необоснованная разница в правовом статусе между муниципальными образованиями. Отсюда к числу приоритетных направлений совершенствования местного самоуправления следует отнести раскрытие содержания неоднозначных категорий при установлении полномочий местной власти в рамках федерального законодательства;
- Несоответствие отдельных полномочий, отнесенных к ведению местной власти, содержанию института местного самоуправления. Прежде всего, необходимо отметить, что названное несоответствие в немалой степени обоснованно объективными причинами, в частности, недостаточностью ресурсов муниципальных образований для реализации отдельных полномочий, причем не только финансовых, но и организационных, и кадровых и пр. Так, например, многие муниципальные образования в современных условиях неспособны реализовывать полномочия по организации на своей территории социальной защиты местного населения и по предоставлению местному населению услуг здравоохранения, ввиду чего указанные полномочия были переданы органам региональной власти. Однако при этом в предмет ведения местного самоуправления необоснованно включены отдельные полномочия, которые по своему содержанию к «вопросам местного значения» отнесены быть не могут. Например, к таким вопросам относятся профилактика экстремизма и терроризма на территории местного сообщества, устранение последствий чрезвычайной ситуации и др. Для преодоления названного негативного последствия целесообразно пересмотреть состав полномочий местного самоуправления исходя из природы указанного института и обеспечить финансовую возможность реализации указанных полномочий;
- Неэффективное перераспределение полномочий между сельскими поселениями и регионами. Регионы получили возможность расширять перечень полномочий сельских поселений до уровня городских, при этом они получили право предоставлять финансовые ресурсы для такого расширения. Однако на практике значительное число регионов, расширив перечень полномочий сельских поселений, не предоставили им финансовых ресурсов для реализации таких полномочий. Рассматриваемая негативная тенденция должна быть преодолена посредством жесткой увязки вопросов местного значения с предоставлением местным сообществам механизмов финансового обеспечения решения таких вопросов и др.
Тенденции развития местного самоуправления
Названные проблемные аспекты и соответствующие перспективы развития местного самоуправления в стране предопределяют в качестве приоритетных тенденций совершенствования института местного самоуправления следующие:
- Необходимость финансового и иного ресурсного обеспечения полномочий местного самоуправления. Значительное число муниципальных образований не обладают необходимыми организационными, материально-техническими и финансовыми ресурсами для реализации собственных полномочий, а также тех полномочий, которые передаются государственной властью. Указанное направление совершенствования местного самоуправления требует оптимизации межбюджетных отношений, расширения перечня собственных доходов муниципального образования и внедрения инструментов стимулирования муниципальных образований к поиску новых финансовых источников обеспечения собственных полномочий;
- Формирование методологической базы по организации и реализации муниципальных полномочий должностными лицами и органами местного самоуправления, в том числе посредством установления стандартов в отношении муниципальных служащих;
- Эффективное распределение полномочий между уровнями публичного управления и др.