Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Местное самоуправление в постсоветский период

Общая характеристика местного самоуправления в постсоветский период

После Великой Октябрьской революции 1917 года в Советском Союзе повсеместно наслаждались Советы, жестко подчиненные централизованной власти, а, следовательно, противоречащие идее местного самоуправления.

Местное самоуправление рассматривалась скорее как буржуазный элемент.

Замечание 1

Первые подвижки в направлении местного самоуправления начались в 1960 годах, когда получило развитие исследование теории местного самоуправления.

Однако только перестройка и последующая смена государственного строя привели к реальным изменениям в системе местного самоуправления.

В 1990 году был принят закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», а в 1991 году – закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Эти нормативные акты оказали существенное влияние на становление местного самоуправления. Но на практике произошел роспуск местных Советов, обусловленный противостоянием представительной и исполнительной ветвей власти, наличием конфронтации между государственными органами и местными органами управления.

Статья: Местное самоуправление в постсоветский период
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Возникший кризис власти попытались разрешить в 1993 году посредством принятия Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации, которое носила временный характер, сопровождая поэтапную конституционную реформу.

Содержание Положение об основах организации местного самоуправления 1993 года

Указанный нормативный акт определял основы местного самоуправления в Российской Федерации. В соответствии с данным документом устанавливались следующие принципы местного самоуправления:

  • во-первых, документ предусматривал формирования органов местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также иных населенных пунктах. Данные органы могли быть выборными или иными. К числу таких органов относились собрание представителей и главы местного самоуправления. При объединении нескольких поселений в одну территорию допускалось создание единого органа местного самоуправления на этой территории;
  • во-вторых, при численности населения поселения городского и сельского типа до 5000 человек допускалось осуществление местного самоуправления непосредственно населением путем проведения собраний, сходов. Причем в этом случае глава местного самоуправления должен был быть выбран населением и являлся подотчетным собраниям и сходам. Остальные населенные пункты должны были создавать представительные коллегиальные органы местного самоуправления и назначать главу местного самоуправления. Если численность населения муниципального образования превышала 50000 человек, назначение главы администрации данного поселения входило в обязанности главы субъекта Федерации либо осуществлялось по итогам выборов;
  • в-третьих, работа выборного представительного органа носила непостоянный характер. Данный орган проводил заседания после созыва его местной главой. Глава местного самоуправления также осуществлял подписание всех решений выборного представительного органа. Представительный орган местного самоуправления осуществлял следующие функции: утверждал местный бюджет и отчетность о его исполнении, устанавливал основы местного налогообложения, утверждал программы развития поселений, принимал положению устава относительно местного самоуправления, контролировал деятельность главы местного самоуправления;
  • в-четвертых, глава местного самоуправления осуществлять реализацию следующих функций: управлял хозяйством муниципального образования, распоряжался муниципальным имуществом, участвовал в разработке местного бюджета, обеспечивал исполнение местного бюджета и так далее. Реализацию указанных функций глава осуществлял непосредственно либо с помощью образуемых им органов;
  • в-пятых, органы местного самоуправления получили право самостоятельного формирования структуры этого управление.
«Местное самоуправление в постсоветский период» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Реформирование местного самоуправление

В 1993 году была принята Конституция РФ. В соответствии с этим основополагающим документом местное самоуправление признавалось формой народовластия. Конституция гарантировала осуществление местного самоуправления, предусматривала наличие полномочий этого самоуправления, отграничивала его от государственной власти.

В 1993 году в развитии Конституции был издан Указ президента «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Этот указ предусматривал следующие положения относительно местного самоуправления:

  • во-первых, органы местного самоуправления наделялись правом на утверждение перечня имущества, входящего в состав муниципальной собственности;
  • во-вторых, получило место разграничение полномочий органов местного самоуправления представительного характера и муниципальной администрации;
  • в-третьих, был установлен порядок отмены решений местного самоуправления только через суд;
  • в-четвертых, местное самоуправление получило право вынесения проекта устава муниципального образования на местный референдум;
  • в-пятых, глава местного самоуправления наделялся правом председательства в органе местного самоуправления представительного характера;
  • в-шестых, дата местных выборов назначалась органом местного самоуправления представительного характера. При этом учитывались пожелания главы органа исполнительной власти.
Замечание 2

Указ допускал включение главы местного самоуправления в состав органа местного самоуправления представительного характера.

Заключительный этап формирования местного самоуправления в постсоветский период

В 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с указанным нормативным актом началось формирование новой организационно-территориальной структуры местного самоуправления. Эта структура сочетала общественную и государственную теории местного самоуправления. Местное самоуправление получила публично-властные полномочия, но не являлось государственной властью и не подчинялась ей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot