Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Земская реформа местного самоуправления

Характеристика Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 года

Особенности развития России определили преобладание роли дворянства в местном самоуправлении, которое осуществляло его вплоть до середины XIX века. Однако требования времени, выразившиеся в отмене крепостного права, поставили государство перед необходимостью привлечения к государственному управлению разных сословий. С 1859 года началась работа над проектом формирования всесословного местного самоуправления. Разработкой данного проекта занималась комиссия при Министерстве внутренних дел. Изначально в ее главе находился Николай Алексеевич Милютин, исполняющий обязанности министра. Именно он сформулировал основополагающие принципы проведения реформы. Однако Милютин был отправлен в отставку в 1861 году, после чего председательство в комиссии была возложено на Петра Александровича Валуева, занявшего должность министра внутренних дел.

Действия Валуева были направлены на усиление влияния дворянства за счет снижения ценза в отношении данного сословия по сравнению с частными землевладельцами и крестьянами. Однако такая деятельность встретила противодействие со стороны главноуправляющего II отделением императорской канцелярии барона Модеста Андреевича Корфа. Также противоположную позицию занял Государственный совет, в результате чего Валуеву пришлось отказаться от предлагаемых поправок. Утверждение земской реформы было осуществлено российским императором Александром II 1 января 1864 года.

Замечание 1

Действие данного положения осуществлялось до 1890 года.

С точки зрения структуры данное положение включало в себя несколько глав, в том числе:

  • главу первую, содержащую общие положения,
  • главу вторую, утверждавшую состав земских учреждений,
  • главу третью, определяющую предметы ведомства и власти для земских учреждений,
  • главу четвертую, регулирующую порядок действий земских учреждений,
  • главу пятую, определяющую требования к отчетности и ответственности земских учреждений.
«Земская реформа местного самоуправления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Содержание земской реформы местного самоуправления

Принятое в 1864 году Положение стало основой проведения земской реформы местного самоуправления. Губернским и уездным земским собраниям в соответствии с Положением отводилась роль распорядительных органов. Члены собраний избирались в разрезе трех групп, именуемых куриями.

В первую очередь осуществлялось избрание уездных земских собраний.

Первая избирательная курия включала в себя уездных помещиков, владевших землей определенных размеров (ценз устанавливался в зависимости от конкретной местности). Величина ценза находилась в пределах от 200 до 800 десятин. Помимо этого состав первый курии включал крупных торговцев и промышленников, предприятия которых находились в уезде и имели стоимость свыше 15 тысяч рублей или годовой оборот более 6 тысяч рублей. В итоге в первую курию был получен доступ представителями буржуазии.

Вторая курия являлась городской. В рамках этой курии избирательным правом наделялись жители городов, имеющие купеческие свидетельства, собственники торгово-промышленных предприятий, находящихся на территории города и имеющих годовой оборот более 6 тысяч рублей. Кроме того, в состав второй курии входили владельцы недвижимости, расположенной на территории города, при ее стоимости в пределах от 500 рублей до 3 тысяч рублей. Величина имущественного ценза зависела от величины города.

В целом первая и вторая курии наделяли избирательным правом незначительную часть населения.

Третья курия включала в свой состав всех крестьян-домохозяев, однако они не могли реализовать свое избирательное право непосредственно. Крестьяне осуществляли избрание в рамках волостных сходов выборщиков от своего уезда, которые впоследствии осуществляли избрания гласных уездного земского собрания.

Основной формой ущемления крестьянских прав было том, что курии избирали равное число гласных, что, как правило, приводило к меньшему количеству крестьянства. По итогам первых выборов, проведенных в 29 губерниях, удельный вес гласных уездных земских собраний дворянского происхождения достигал 42%, крестьянского – 38%. Далее проводились выборы гласными уездных земских собраний в губернские земские собрания, в результате которых преобладание в сторону имущих классов становилось еще больше. В расчете на уже упомянутые 29 губерний удельный вес дворянских гласных составлял 74%, а крестьянских всего 11%.

Замечание 2

Работа избирательного механизма была ориентирована на интересы помещиков, получивших преимущества в земствах, проводивших в связи с этим интересующую их политику. Исполнительные органы земств – губернские и уездные земские управы – также характеризовались по составу преобладанием помещиков.

Итоги земской реформы

Состав полномочий земских учреждений включал только решение местных хозяйственных и некоторых культурных вопросов. На земства возлагалась забота относительно состояния путей сообщения, то есть осуществление ремонта мостов и дорог, организация медицинского обслуживания жителей, строительство и материальное обеспечение школ.

Деятельность земств строго контролировалась представительными органами, то есть губернаторами и местной полицией. Губернаторы наделялись правом приостановки любых постановлений земств на основании нарушения законодательства или противоречия их содержания государственным интересам. Такой подход предоставлял широкие возможности по противодействию решениям земств. В соответствии с постановлением Сената земствам было запрещено общение друг с другом. Представители государственной власти стремились избежать объединенных и согласованных действий со стороны земств, поэтому и взаимодействие осуществляется только посредством государственных органов управления.

Земства не имели право публикации своих постановлений и отчетов без наличия разрешения от губернатора.

Земства вели регулярную борьбу, направленную на расширение своих прав, однако усилия царских властей по ограничению их деятельности увенчались успехом. Земская реформа была завершена в 1890 году проведением контрреформы.

Дата последнего обновления статьи: 23.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot