Понятие и значение закрытых административно-территориальных образований
В российском законодательстве существует закон 1992 года о закрытом административно-территориальном образовании. В соответствии с этим законом под закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) понимают такие административно-территориальные образования, которые имеют собственные органы муниципального управления и которые созданы в предусмотренном законодательстве порядке для обеспечения безопасности функционирования расположенных на территории этого образования организаций или объектов.
В число таких организаций входят:
- во-первых, организации, занятые разработкой, изготовлением, хранением, утилизацией оружия массового поражения;
- во-вторых, организации, занятые переработкой материалов радиоактивного или иного техногенно-опасного характера;
- в-третьих, военные объекты, в отношение которых предусмотрен режим безопасного функционирования или государственной тайны.
Территории закрытых административно-территориальных образований признаются муниципальными образованиями и наделяются статусом городских округов.
На определение территорий и границ ЗАТО влияют такие факторы как:
- особый режим безопасного функционирования организаций и объектов;
- потребности развития муниципального образования.
Статус закрытого административно-территориального образования подразумевает отказ от принципа учета мнения населения при изменении его границ или преобразовании муниципального образования.
Все населенные пункты, находящиеся на территории ЗАТО, включаются в состав городского округа. Законодательство допускает несовпадение границ закрытого административно-территориального образования с границами субъектов Российской Федерации.
Особый порядок организации муниципального управления на территории закрытых административно-территориальных образований
Организация муниципального управления на территории ЗАТО подчиняется положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установленным для городских округов.
При организации муниципального управления на территории ЗАТО следует учитывать особенности, установленные Законом «О закрытом административно-территориальном образовании».
В ведении органов муниципального управления закрытых административно-территориальных образования находятся следующие вопросы:
- координация деятельности объектов и организаций, органов полиции, охраны, гражданской обороны и прочих служб в случае возникновения угрозы чрезвычайных ситуаций;
- разработка схем оповещения и эвакуации граждан при авариях в организациях и на объектах либо при наличии угрозы такой аварии. При возникновении опасной для населения ситуации муниципальные органы управления действуют совместно с персоналом организаций и объектов, на которых возникла опасная ситуация, осуществляя мероприятия, направленные на спасение людей, включая эвакуацию;
- совместное участие с руководством организаций и объектов, обусловивших формирование закрытых административно-территориальных образований, а также с органами федеральной службы безопасности в установлении пропускного режима закрытых административно-территориальных образований;
- предоставление разрешения на въезд на территорию закрытого административно-территориального образования, а также на выезд с его территории в согласовании с федеральной службой безопасности;
- осуществление санитарно-эпидемиологического, радиационного и экологического контроля в отношении состояния территорий закрытых административно-территориальных образований, объектов и организаций, находящихся на их территории;
- внесение предложений соответствующим государственным и военным органам относительно проведения инспекций, направленных на проверку соблюдения особого режима и обеспечение мер защиты населения от различных опасных факторов;
- выступление в качестве заказчиков при строительстве и ремонте жилых помещений, социально-инфраструктурных объектов, находящихся на территории закрытого административно-территориального образования;
- ведение учета граждан, которые претендуют на получение социальных выплат при желании выехать на постоянное место жительства за пределы территории закрытого административно-территориального образования, а также определение размера этих выплат;
- осуществление оплаты проезда населения, покидающего территорию закрытого муниципального образования по причинам, предусмотренным законодательством.
Глава закрытого административно-территориального образования
Избрание глав закрытых административно-территориальных образований осуществляется органом муниципального управления административно-территориального образования представительного характера. Претенденты на должность главы ЗАТО определяются посредством проведения конкурса. Глава ЗАТО возглавляет муниципальную администрацию.
Конкурс, направленный на отбор кандидатов на должность главы образования, проводится в соответствии с порядком, установленным органом управления представительного характера.
Информация о конкурсе и порядке его проведения, условиях, времени и месте подлежит публикации не позднее 20 дней до момента проведения конкурса.
Численный состав конкурсной комиссии определяется представительным органом. 1/3 членов комиссии определяется органом управления представительного характера, вторая треть – высшим должностным лицом регионального уровня, третья – руководителем исполнительного органа федерального уровня, к ведению которого относятся объекты организации, определившие создание закрытого административно-территориального образования.