Общий подход государства к гарантированности местного самоуправления
Европейская Хартия местного самоуправления провозглашает принцип гарантированности местного самоуправления населению поселений с требованием закрепления данного принципа в законодательстве конкретного государства.
Российская Федерация признает и гарантирует осуществление местного самоуправления на конституционном уровне (эта гарантия закреплена в статье 12 Конституции Российской Федерации).
Помимо этого, гарантированность осуществления местного самоуправления закреплена в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иных нормативно-правовых актах, в том числе регионального уровня.
Гарантированность местного самоуправления состоит в формировании системы правовых гарантий защиты местного самоуправления, признаваемого формой самостоятельного осуществления народовластия: российская Конституция провозглашает существование местной публичной власти. В основе данного принципа лежит децентрализация государственного управления, разграничение системы полномочий на уровне муниципального управления между органами государственного управления федерального и регионального уровня, а также органами управления муниципальных образований.
Гарантируя местному самоуправлению определенную самостоятельность в границах выделенных ему полномочий, государство признает:
- во-первых, наличие прав у должностных лиц и органов муниципального управления в отношении вопросов их ведения на издание или принятие нормативно-правовых актов;
- во-вторых, обязательный характер решений, которые приняты посредством прямого волеизъявления населения муниципального образования, решений органов муниципального управления, решений должностных лиц муниципального управления, находящихся в пределах их компетенции. Отказ от исполнения указанных решений предполагает несение ответственности в соответствии с принятым законодательством;
- в-третьих, свободу функционирования органов муниципального управления при реализации собственных инициатив по любым вопросам, прямо не входящим в сферу их компетенции, но и не включенным в предметы ведения каких-либо иных органов власти;
- в-четвертых, возможность делегирования органам муниципального управления отдельных государственных полномочий;
- в-пятых, осуществление муниципального управления на территории всей Российской Федерации в различных типах муниципальных образований.
Основу правовых гарантии местного самоуправления составляет признание права граждан на его осуществление, предусмотренное на конституционном уровне. Реализация это этой гарантии осуществляется посредством прямой или представительной демократии, учитывающей исторические и местные традиции. Вне зависимости от численности населения поселений не может быть произведено лишение права этого населения на осуществление местного самоуправления.
Государственная гарантия организационной самостоятельности местного самоуправления
Организационная самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством посредством установление следующих принципиальных основ:
- исключение органов муниципального управления из системы органов государственного управления;
- самостоятельность населения при определении структуры органов муниципального управления;
- запрет на участие органов государственной власти и должностных лиц государства в образовании органов муниципального управления, назначение должностных лиц муниципального управления;
- запрет на участие органов государственного управления и должностных лиц государства в осуществлении местного самоуправления;
- возможность признания недействительным или отмененным решения органов муниципального управления и должностных лиц муниципального управления только по их собственному решению или по решению суда;
- невключение муниципальных служащих в состав государственных служащих.
Гарантированность финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления
Российское законодательство предоставляет местному самоуправлению финансово-экономическую самостоятельность. На конституционном уровне признается и защищается муниципальная форма собственности наряду со всеми иными формами собственности, принятыми в Российской Федерации.
Федеральные и региональные органы государственного управления обеспечивают формирование муниципальным образованиям минимальных муниципальных бюджетов за счет открепление в их пользу части доходных источников федерального и регионального уровня. Указанные доходы обеспечивают покрытие минимально необходимых расходов. Состав этих расходов устанавливается на региональном уровне посредством разработки системы нормативов. На органы муниципального управления возлагается обязанность обеспечения потребностей населения муниципальных образований в услугах муниципального управления на уровне, соответствующем минимальным государственным социальным стандартам.
При делегировании муниципальным органом управления определенных государственных полномочий Конституция Российской Федерации гарантирует соответствующее материальное и финансовое обеспечение, включая компенсацию дополнительных расходов.
Гарантированность судебной защиты местного самоуправления
Государственные гарантии на осуществление местного самоуправления не ограничиваются формированием нормативно-правовой базы его осуществления, законодательство предусматривает возможность судебной защиты прав муниципального управления.
Органы муниципального управления могут оспорить в суде действия органов государственного управления федерального и регионального уровня, как при попытке ограничения полномочия местного самоуправления, так и при делегировании отдельных государственных полномочий.