Сущность правовых основ самоуправления
На территории Российской Федерации правовые основы местного самоуправления формируются системой нормативно-правовых документов различного уровня. Содержание правовых основ местного самоуправления определяется статьей 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с содержанием этой статьи система правовой основы муниципального управления включает в первую очередь общие международные нормативные акты, определяющие нормы и принципы осуществления местного самоуправления, а также те международные договоры, к которым присоединилась Российская Федерация. Также в систему правовых актов, определяющих основы местного самоуправления, входит Конституция страны, декларирующая принцип осуществления муниципального управления на территории всей страны и право населения на осуществление этого самоуправления. Положение Конституции раскрываются в федеральных конституционных законах, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иных федеральных законах, указах и распоряжениях Президента страны, в постановлениях и распоряжениях Правительства страны.
В правовую основу муниципального управления также входят законодательные и нормативно-правовые акты регионального уровня, уставы, принятые муниципальными образованиями, решения местных референдумов и сходов граждан и прочие муниципальные нормативно-правовые акты.
Законодательство Российской Федерации не допускает изменения принципов осуществления местного самоуправления при отсутствии изменений в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» призван устанавливать совокупность общих правовых, территориальных, организационных и экономических основ осуществления муниципального управления на территории страны, а также определять государственные гарантии реализации права населения на местное самоуправление.
Сущность территориальных основ самоуправления
Под территориальными основами самоуправления на муниципальном уровне понимается совокупность муниципально-правового законодательства, закрепляющего и регулирующего территориальный порядок организации муниципального управления, то есть особенности формирования состава территорий, в рамках которых осуществляется муниципальное управление, определение границ этих территорий, порядка их установления и изменения.
В основе территориальной организации муниципального самоуправления находится ряд принципов, к числу которых относятся:
- во-первых, принцип осуществления муниципального самоуправления на территории всей страны;
- во-вторых, принцип осуществления муниципального самоуправления в рамках территорий муниципальных образований, обособленных друг от друга;
- в-третьих, принцип наделения статусом муниципальных образований только территорий, на которых проживает население;
- в-четвертых, принцип недопустимости подчиненности одних муниципальных образований другим.
Содержание территориальных основ муниципального самоуправления выражается через термин муниципального образования.
Под муниципальным образованием понимают территориальную единицу, в рамках которой осуществляется муниципальное самоуправление, которое обладает определенной муниципальной собственностью, имеет муниципальный бюджет и созданные населением данной территории органы муниципального управления.
Различают несколько типов муниципальных образований.
Первый тип муниципальных образований составлен городскими и сельскими поселениями. Эти поселения наделяются полномочиями, обеспечивающими им возможность решения вопросов, имеющих местную значимость в отношении обеспечения жизнедеятельности граждан данных муниципальных образований.
Под сельским поселением понимают один или совокупность нескольких, имеющих общую территорию, населенных пунктов сельского типа. Примером таких населенных пунктов является села, станицы, поселки, деревни, хутора, аулы, кишлаки, иные сельские населенные пункты. На территории сельского поселения муниципальное управление реализуется населением в непосредственной форме или посредством выборных и иных органов муниципального управления.
Городским поселением считаются города или поселки, на территории которых муниципальное управление реализуется непосредственно населением или через систему органов муниципального управления.
Вторым типом муниципальных образований признаются муниципальные районы, которые объединяют территории различных поселений. Муниципальные районы наделяются полномочиями решения на своей территории вопросов, имеющих местную значимость и большую эффективность при реализации на территориях, превышающих территорию поселения. В основе таких вопросов лежит межмуниципальный характер. Поселения в рамках муниципального района сохраняют свои полномочия по решению вопросов муниципального значения своего уровня.
Под муниципальным районом понимают совокупность нескольких поселений и межселенных территорий, имеющих общую территорию, в рамках которой осуществляется решение вопросов, имеющих межпоселенскую местную значимость.
Третий тип муниципальных образований представлен городскими округами, создание которых осуществляется на базе крупных городов, краевого, республиканского или областного уровня. Городские округа могут совмещать содержание полномочий поселенческого и муниципально-районного уровня.
Под городским округом понимаются городские поселения, не включенные в состав муниципальных районов и осуществляющее решение вопросов, имеющих местную значимость, а также реализацию делегированных государственных полномочий федерального и регионального уровня.