Значение территориального общественного самоуправления и его органы
Территориальное общественное самоуправление предполагает формирование выборных и иных органов, которые наделяются определенными полномочиями, предусмотренными уставами территориальных общественных самоуправлений, в отношении решения вопросов, имеющих местную значимость.
Состав системы территориального общественного самоуправления включает всю совокупность органов территориального общественного самоуправления различных организационных форм, обеспечивающих решение вопросов, имеющих местную значимость.
В систему органов территориального общественного самоуправления входят органы, которые призваны представлять интересы населения конкретной территории, являющейся частью определенного поселения.
Органы общественного территориального самоуправления могут формироваться в форме собраний, советов, комитетов, управлений и так далее.
Органы общественного территориального самоуправления отвечают следующим основным признакам:
- во-первых, имеют представительный характер;
- во-вторых, основаны на территориальном принципе организации деятельности;
- в-третьих, имеют общественную форму;
- в-четвертых, основаны на принципе самоуправления;
- в-пятых, формируются непосредственно населением определенной части территории поселения.
Органы территориального общественного самоуправления могут выступать в качестве совокупности различных организационных форм его осуществления.
К числу таких форм относятся:
- общие собрания или конференции населения, выступающие в качестве высшего руководящего органа территориального общественного самоуправления;
- комитеты или правления, выступающие в качестве исполнительных органов территориального общественного самоуправления;
- председатель территориального общественного самоуправления, призванный осуществлять общее руководство этим самоуправлением;
- контрольно-ревизионные органы территориального общественного самоуправления.
Состав и содержание полномочий территориального общественного самоуправления
Состав полномочий территориального общественного самоуправления определяется на уровне федерального законодательства, в частности он регулируется содержанием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В состав полномочий органов территориального общественного самоуправления включаются:
- во-первых, осуществление представления интересов граждан, которые проживают на территории, подвластной общественному территориальному самоуправлению. Органы территориального общественного самоуправления должны представлять и защищать интересы населения определенной территории поселения во взаимоотношениях с органами муниципального управления и органами государственного управления;
- во-вторых, принятие мер, направленных на обеспечение исполнения решений, которые принимаются конференциями и собраниями населения, осуществляющего территориальное общественное самоуправление. Аналогичные полномочия распространяются на решения, принятые различными органами территориального общественного самоуправления, включая его председателя;
- в-третьих, осуществление хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение содержания жилого фонда, благоустройство территорий, прочую хозяйственную деятельность, призванную удовлетворять социальные и бытовые потребности населения, проживающего на территории, в рамках которой реализуется территориальное общественное самоуправление. Источником финансирования такой деятельности могут выступать средства населения, средства муниципального бюджета при наличии договора органов территориального самоуправления с органами муниципального управления;
- в-четвертых, внесение в органы муниципального управления проектов нормативно-правовых актов муниципального уровня, подлежащих рассмотрению в обязательном порядке этими органами муниципального управления в соответствии с их компетенцией. Реализация указанных полномочий в определенной мере обуславливает право территориального общественного самоуправления на участие в муниципальном нормотворчестве, в котором территориальное общественное самоуправление выступает в качестве носителя правотворческой инициативы.
Органы территориального общественного самоуправления призваны оказывать помощь в разрешении основных проблем муниципального управления. К примеру, организационные аспекты благоустройства территории муниципальных образований федеральным и региональным законодательством отнесены к предметам ведения муниципальных властей, однако последние могут делегировать их часть территориальному общественному самоуправлению.
В сфере благоустройства территорий органы территориального общественного самоуправления наделяются следующими полномочиями:
- организация системы общественного контроля выполнения требований законодательства в части благоустройства соответствующих территорий;
- принятие участия в разработке и осуществлении общественных экспертиз программ благоустройства территорий и их реализации;
- оказание содействия муниципальным организациям, занятым поддержанием порядка и чистоты на определенных территориях;
- оказание содействия гражданам в разрешение жилищных проблем;
- осуществление контроля качества уборки территорий;
- осуществление озеленения территорий;
- решение организационных вопросов и проведение конкурсов в сфере благоустройства территорий;
- осуществление помощи органам муниципального управления в отношении капитального ремонта жилья и так далее.
Состав полномочий территориального общественного самоуправления может быть расширен за счет передачи ему части полномочий органов муниципального управления или добровольного принятия им определенных полномочий.