Сущность и классификация полномочий местного самоуправления
Местное самоуправление представляет собой форму народовластия, выражающуюся в ответственном и самостоятельном решении населением муниципального образования вопросов, имеющих значимость для местного сообщества.
Муниципальный уровень власти считается наиболее приближенным к населению, а, следовательно, и наиболее способным к решению проблем населения.
В связи с этим органы местного самоуправления наделены широким спектром полномочий, многообразие которых требует определенной их классификации.
Полномочия местного самоуправления реализуются органами муниципального управления, являющимися особым субъектом права, наделенным административно-властными полномочиями, а в предусмотренных законодательством случаях и государственно-властными полномочиями.
Вся совокупность полномочий местного самоуправления делится на следующие группы:
- во-первых, руководящие полномочия;
- во-вторых, регулирующие полномочия;
- в-третьих, расчетно-аналитические полномочия;
- в-четвертых, организационные полномочия;
- в-пятых, контрольные полномочия.
В состав расчетно-аналитических полномочий включаются сбор, обработка, анализ информации, ее передача иным органам, прогнозирование, планирование и учет.
В состав организационных полномочий входит обеспечение и организация каких-либо процессов, координирование деятельности субъектов управления.
В состав полномочий по руководству входят создание, назначение, регулирование, непосредственное и опосредованное руководство и стимулирование.
Полномочия по применению административно-правовых режимов (регулирующие) включают перечень полномочий, определяющих участие органов муниципального управления в разрешительных мероприятиях посредством осуществления лицензирования отдельных видов деятельности, предоставления квот, проведения аттестаций, выдачу разрешений и прочее.
Контрольные полномочия включают в себя те, что осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, и те, которые реализуются во взаимодействии с органами государственного управления и иными властными структурами.
Формы реализации полномочий местного самоуправления
Формы реализации полномочий местного самоуправления делятся на полномочия правотворчества и полномочия правоприменения.
Под правотворчеством понимают деятельность по принятию устава муниципального образования, его изменению и дополнению, изданию нормативно-правовых актов местного уровня, установлению официальной символики муниципального образования, созданию муниципальных учреждений и предприятий, управлению муниципальными заказами, формированию тарифов на услуги муниципальных учреждений и предприятий и прочее.
Под правотворчеством местного самоуправления понимают подзаконное правотворчество, которое часто обозначается специалистами как нормотворчество. Независимо от применяемого понятия под правотворчеством следует понимать формирование правовых норм на местном уровне.
Органы муниципального управления наделены правом принятия нормативно-правовых актов и ненормативно-правовых актов индивидуального и общего характера, представляющих собой формы реализации полномочий местного самоуправления.
Выражением правоприменения является организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения выборов в муниципальном образовании, местных референдумов, голосований, направленных на отзыв депутатов, членов выборного органа муниципального управления, выборных должностных лиц местного самоуправления, голосований относительно изменения границ муниципального образования, его преобразования.
Также выражением правоприменения может выступать выполнение планов и программ развитие муниципального образования в социально-экономическом плане, организация сбора статистической информации, отражающей состояние социальной сферы и экономического развития муниципального образования, осуществление международного и внешнеэкономического взаимодействия и так далее.
Еще одной разновидностью форм реализации полномочий местного самоуправления, отражающей процесс правоприменения, является обращение органов муниципального управления или должностных лиц муниципального управления в судебные органы с исками или заявлениями, направленными на защиту публичных интересов населения муниципального образования.
Особенность реализации полномочий правоприменения выражается в наличии ограничения для служащих муниципальных органов управления и должностных лиц местного самоуправления на осуществление действий и принятия решений по собственному усмотрению. То есть органы муниципального управления и должностные лица местного самоуправления, реализующие возложенные на них полномочия, обязываются к четкому определению их права на осуществление действий по усмотрению, а также обязываются к реализации того или иного права при условии, что отказ от каких-либо действий не станет причиной и основанием для привлечения их к ответственности.
В качестве залога точности и неукоснительности исполнения действующего законодательства выступает должное применение права органами муниципального управления. Проблемой на пути такого должного правоприменения выступает отсутствие единообразного подхода к толкованию правовых норм, ставящее органы муниципального управления и должностных лиц местного самоуправления в условия отсутствия возможности правильного определения их обязательств в отношении реализации того или иного права. Однако наличие этой проблемы не исключает того, что при реализации такой формы полномочий как правоприменение, органы и должностные лица муниципального управления обязаны следовать нормам закона.