Общая характеристика подхода к местному самоуправлению в Германии
Конституцией Германии не установлены конкретные подробные положения относительно местного самоуправления. Основной закон страны отмечает наличие гарантированного права населения на регулирование в рамках действующего законодательства под свою ответственность всех дел местного сообщества. Кроме того, основной закон наделяет правом самоуправления объединения общин. Округа и общины наделены правом создания представительных органов местного самоуправления, избираемых посредством проведения прямых, всеобщих, равных, свободных и тайных выборов. Активным и пассивным избирательным правом на уровне округов и общин наделены даже лица, являющиеся гражданами государств, входящие в Европейский Союз.
Каждое муниципальное образование, то есть земля, наделена правом самостоятельного определения структуры и полномочий органов местного самоуправления. Правовую основу их деятельности в общих чертах определяют земельные конституции, более подробное правовое регулирование осуществляется специальными законами. В основе построения местного самоуправления на территории Германии находится административно-территориальное деление земель. Административно-территориальное деление большинства земель Германии включает в себя округа, уезды, общины, некоторая часть земель – только уезды и общины. Крупные города по статусу приравнивают к уездам.
Некоторые особенно значимые города, такие как Бремен, Берлин, Гамбург являются одновременно землями. Эти земли отличаются особым административным устройством. Так, в административном отношении Берлин разделен на районы, осуществляющие самоуправление, но не обладающие правами общины, то есть у этих субъектов муниципального управления нет собственных уставов и финансовой самостоятельности.
В свою очередь, Бремен включает в состав 2 общины, выступая при этом землей и объединением общин одновременно. Гамбург одновременно является землей и общиной, которая подразделяется на городские районы.
В округах формируется система местного управления. Ее формирование осуществляется правительством земель, которое выполняется руководство ею путем прямых указаний. Система местного управления округов находится в прямом подчинении правительства земель во всех аспектах своей деятельности.
Местное управление в округах и уездах
На уровне округов управление осуществляется правительственным президентом, назначение которого осуществляется либо правительством, либо премьер-министром земель. Правительственный президент находится в подчинении министра внутренних дел земли. Также создается правительственный президиум, представляющий собой аппарат правительства президента в виде группы чиновников, ориентированных на решение отдельных административных вопросов.
В подчинении правительственных президентов находится главы местной администрации уездного уровня, именуемые уездными директорами или ландратами. Уездные директора и состоящие при них управления является частью государственной администрации на уездном уровне. Одновременно в уездах создаются и органы местного самоуправления. Эти органы имеют выборный характер и представляют уездное население.
Правовую основу формирования органов местного самоуправления уездного уровня составляют положения об уездах, принимаемые каждой землей.
Местное самоуправление в общинах
В соответствии с германским законодательством община признается корпорацией публичного права, наделяемой правом самостоятельного решения местных дел. В сферу самоуправления на уровне общин входят вопросы, определяемые законодательством земель, как правило, это вопросы коммунального хозяйства.
Компетенция общин включает в себя следующие вопросы:
- во-первых, осуществление управления имуществом общины и предприятиями общины;
- во-вторых, вопросы местного транспорта и дорожного строительства;
- в-третьих, вопросы оказания коммунальных услуг;
- в-четвертых, вопросы местной полиции и пожарной охраны;
- в-пятых, вопросы организации и функционирования местных культурных учреждений;
- в-шестых, вопросы организации и содержания социальных учреждений;
- в-седьмых, вопросы организации и функционирования спортивных учреждений и прочее.
При этом земельные конституции детально не определяют компетенцию общин в решении указанных вопросов.
Особенностью общинного управления является то, что его органы одновременно являются самостоятельными политическими органами, занятыми решением вопросов самоуправления, и исполнительными государственными органами.
Общинное самоуправление нацелено на активизацию проживающих на территории общины граждан в вопросах решения общественных дел. Общинное управление практикует осуществление демократии на низовом уровне власти.
Порядок осуществления общинного самоуправления устанавливается положением об общинах, принимаемым в виде земельного закона. В целом германские земли стремятся к унификации общинного устройства, однако практика показывает значительное расхождение его форм. Например, в землях Северной Германии коллегиальный принцип действия положен в основу не только представительного, но исполнительного органов власти на местном уровне. При этом председатель магистрата, то есть исполнительного органа, выполняет, как правило, только почетные функции. В землях Южной Германии проводятся выборы общинных советов, являющихся представительными органами местного самоуправления, и бургомистров, выступающих в качестве единоличного главы исполнительной власти. В Рейнской области глава исполнительной власти действует по найму. Выборный общинный совет принимает решение относительно кандидатур глава исполнительной власти и наделяет это должностное лицо полномочиями по формированию и управлению местной администрации.
Помимо этого, большое разнообразие форм местного самоуправления встречается зачастую в рамках одной и той же земли.