Особенности организации самоуправления в период от Древней Руси до 1917 года
Первейшей формой осуществления местного самоуправления в период Древней Руси было вече, представляющее собой непосредственную и представительную демократию.
Как результат, в качестве прообраза самоуправления в России рассматривают организацию власти в древнерусских городах, таких как Псков, Новгород и прочие. Сход жителей или городское вече наделялось широким спектром прав, в том числе правом приглашения князей, являвшихся только военачальниками. Для сельских земель формой самоуправления с древних времен являлась крестьянская община, формировавшаяся на базе общинной земли, распределяемой между членами общины.
Местное самоуправление было практически полностью уничтожено в 1570 году в период правления Ивана Грозного, который уничтожил Псковскую и Новгородскую республики. Как результат, в России до 1917 года существовала централизованная система царской власти, не приветствовавшая местного самоуправления.
Однако даже в этот тяжелый период местное самоуправление периодически, то набирало силу, то ослабевало. Даже в период властвования Ивана Грозного существовали губные и земские старосты, которые избирались населением, обладали достаточно широкими полномочиями, но преимущественно выполняли поручения централизованной власти. При этом постепенно выборная система местного управления была вытеснена бюрократическим аппаратом.
Петр I учредил бурмистрову палату в Москве, в других городах - выборные избы. После его смерти система была упразднена, ее снова заменило назначение чиновников.
В период правления Екатерины II снова была предпринята попытка возрождения местного самоуправления посредством издания акта «Грамота на права и выгоды городов Российской Империи».
В результате применения этого акта были сформированы уездные и губернские дворянские собрания, городские думы, приказы общественного призрения и прочие органы. При этом в основе сформировавшейся системы самоуправления находился сословный принцип, ее функционирование подчинялось строгому контролю государственных чиновников. Смерть Екатерины II приостановила начавшуюся реформу.
Также определенными этапами развития местного самоуправления в России можно обозначить земскую и городскую реформы, проведенные в период правления Александра I. К в соответствии с этой реформой был предусмотрен выборной механизм создания земских собраний, призванных осуществлять общее руководство местными хозяйственными делами. В этот период влияние общин крестьянства играло значительную роль.
Местное самоуправление в городах реализовалось посредством выборных органов –Городских Думы и Управы. При этом на местах функционировали органы государственного управления.
Действия земских и городских органов не подчинялись местной администрации, но контролировались министром внутренних дел и губернаторами.
Несмотря на ограниченность прав местного самоуправления, чиновники были недовольны сложившейся ситуацией и требовали усиления централизованной власти. В результате Александр III пересмотрел Положение о земских и городских учреждениях, обеспечив повышение роли государства в решении местных проблем.
Временным правительством после февральской революции 1917 года также были предприняты попытки проведения реформы местного самоуправления. Временным правительством были приняты нормативные акты, регулирующие земское и городское управление. За относительно небольшой период времени власти сумели воссоздать около 10.000 волостных земств, однако реформа завершена не была в результате Октябрьской революции.
Местное самоуправление в советский период
В советское время местное самоуправление не приветствовалось по причине того, что явно противоречило в своей идее диктатуре пролетариата. Органы городского и земского самоуправления были заменены системой советов. Советская система строилась на принципе единства всех уровней управления и жесткой подчиненности. Действия советов контролировались коммунистической партией.
Гражданская война нанесла большие потери экономическому развитию государства, в связи с чем в период НЭПа были допущены существенные послабления, в том числе и в виде децентрализации власти. В этот период на местном уровне решались такие вопросы как благоустройство территорий, их землеустройство, организация промышленности, коммунального снабжения, местного транспорта, пожарного и похоронного дела. Также в это время создавались муниципальные банки и муниципальные электростанции.
В тридцатые годы XX века были приняты Положения о городских советах и местных финансах, активно развивалась муниципальная наука. В конце тридцатых годов проведение ускоренной индустриализации способствовало росту централизации хозяйственной жизнедеятельности. Сельские уезды и волости были заменены крупными районами, более удобными для централизованной власти. Практически полностью местное самоуправление было ликвидировано.
Централизация власти была закреплена в Конституции страны 1936 года и действовала без каких-либо изменений до начала девяностых годов.
С формальной точки зрения советскую власть считали демократичной, поскольку большая часть органов управления формировалась путем выборов, однако зачастую эти выборы были безальтернативными.
Местное самоуправление в постсоветский период
Смена политического строя возродила интерес к местному самоуправлению, преобразования в экономической сфере поставили государство перед необходимостью изменения системы местных властей. В апреле 1990 года было введено понятие коммунальной собственности и сформулированы законодательные начала местного самоуправления. В результате местное самоуправление стало возрождаться на местах. Систему Советов сменили главами администраций, осуществляющих управление местными делами в соответствии с принципом единоначалия. С 1993 по 1995 годы в стране главенствовала исполнительная власть, в этот период только в небольшом количестве поселений существовали органы местного самоуправления. Причем их полномочия носили ограниченный характер.
Фактически возрождение местного самоуправления началось с 1995 года, когда был принят новый закон, регулирующий его принципы, и стало осуществляться формирование новых органов местного самоуправления путем проведения выборов.