История принятия Европейской Хартии местного самоуправления
Международным документом, определяющим основы осуществления местного самоуправления, является Европейская Хартия местного самоуправления, принятие которой было осуществлено в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы.
Данная Хартия представляет собой важнейший многосторонний документ, определяющий фундаментальные основы и принципы осуществления деятельности органов местного самоуправления.
Европейская Хартия местного самоуправления признается международным договором. Суть этого признания заключается в том, что она превалирует над национальным законодательством любого государства, подписавшего или ратифицировавшего ее.
Открытие Европейской Хартии для подписания государствами состоялось в октябре 1985 года. Хартия вступила в законную силу с 1 сентября 1988 года.
Европейская Хартия местного самоуправления подписана 47 странами-участницами Совета Европы.
В октябре 2013 года к Хартии присоединилась последняя страна Сан-Марино, ратифицировавшая ее.
Назначение Европейской Хартии местного самоуправления состоит в обязывании государств, присоединившихся к ней, к закреплению в национальном законодательстве и применению на практике совокупности юридических норм, гарантирующих возможность осуществления местного самоуправления.
Структура Европейской хартии местного самоуправления
Данный правовой акт включает в свой состав 3 части: первая часть документа содержит 10 статей, вторая часть – 3 статьи, третья часть – 4 статьи.
Части документа предваряет первая вводная статья, содержащая информацию об обязательствах сторон Хартии соблюдать ее содержание.
Первая часть Хартии определяет основополагающие положения и принципы осуществления местного самоуправления. Здесь раскрываются конституционные и законодательные основы местного самоуправления, само его понятие, сфера компетенции, порядок защиты территориальной сферы полномочий местного самоуправления, особенности соответствия административных структур и ресурсов задачам, решаемым местным самоуправлением, условия осуществление полномочий местным самоуправлением, порядок административного контроля за деятельностью местного самоуправления, источники его финансирования, право на объединение и механизм правовой защиты.
Вторая часть Хартии призвана урегулировать особые положения в сфере местного самоуправления, начиная от его обязательств, и заканчивая порядком предоставления информации.
Третья часть Хартии имеет организационное значение: в ней характеризуется порядок подписания, ратификации и вступления документа в силу, представлены территориальные оговорки, денонсация и уведомление.
Содержание Европейской Хартии местного самоуправления
Статьей 2 Европейской Хартии местного самоуправления провозглашена необходимость закрепления в национальном законодательстве стран (при необходимости в основном документе государства – конституции), присоединившихся к Хартии, принципа местного самоуправления.
Европейская Хартия дает конкретное определение местного самоуправления, под которым понимается способность и право органов муниципального управления на регламентирование значительной части публичных дел и управления ею в рамках законодательства в пределах своей компетенции в интересах населения муниципального образования.
Хартия предусматривает практическую реализацию этого права такими органами как советы или собрания, включающие в свой состав членов, избираемых населением. Также Хартией предусмотрено, что в распоряжении советов и собраний могут иметься исполнительные органы, обязанные отчитываться перед ними за свою деятельность.
При этом Хартия особо отмечает возможность обращения к таким формам местного самоуправления как собрание граждан, референдумы или иные прямые формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
В соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления состав основных полномочий и компетенций органов местного самоуправления устанавливается Конституциями конкретных государств или их законодательством. При этом Хартия предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления конкретными полномочиями и компетенциями для достижения определенных целей.
Свободу деятельности органов местного самоуправления очерчивают только те пределы, которые установлены законодательством конкретного государства. Органы местного самоуправления обладают абсолютной свободой инициатив в пределах своих полномочий.
Хартией провозглашается преимущественное осуществление публичной власти теми органами управления, которые максимально приближены к населению. Выделение полномочий местного самоуправления должно учитывать такие факторы как объем и характер поставленной задачи, принципы эффективности и экономии.
Полномочия органов местного самоуправления должны отвечать требованиям полноты и исключительности. Порядок оспаривания полномочий органами местного самоуправления другими уровнями власти должен быть установлен законом.
При делегировании местным органам управления полномочий других уровней власти должно определяться свободой их осуществления с учетом местных условий.
Решения, принимаемые относительно органов местного самоуправления, должны быть предварены консультациями с этими органами.
Изменение территориальных границ местного самоуправления в соответствии с Хартией требует проведения предварительных консультаций с органами управления муниципальных образований, а при возможности – и референдума.
Хартия провозглашает свободу местного самоуправления на определение структуры собственной администрации при отсутствии ущерба для общего законодательства.
Осуществление муниципальной службы требует подбора высокопрофессиональных кадров, обладающих необходимым опытом и компетентностью. Эффективность местного самоуправления обеспечивается профессиональной подготовкой, соответствующим вознаграждением и продвижением по службе муниципальных служащих.