Авторитаризм – это социально-политическое явление, опосредующее утверждение в государственно-общественном устройстве недемократического политического режима, предполагающего сосредоточение всей полноты власти в руках несменяемого лидера (премьер-министра, президента, монарха) или политической группы (например, политической партии).
Понятие и признаки авторитаризма
Прежде всего, необходимо отметить, что установление демократического политического режима имеет своей целью всестороннее обеспечение прав и свобод личности. Это предполагает следующее:
- власть принадлежит народу;
- государство и право существуют как инструменты всесторонней реализации прав личности;
- законом и практикой его реализации утверждены демократические процедуры формирования государственного механизма, осуществления законотворческой деятельности и др.;
- система публичного управления ответственна перед народом за законность и эффективность реализации властных полномочий в интересах личности;
- в обществе формируются и поддерживаются гражданские институты для самостоятельного добровольного решения социальных вопросов гражданами и их объединениями и др.
Авторитаризм – это тип недемократического политического устройства, который предполагает неограниченную власть отдельного лица или группы лиц и сохранение определенной независимости граждан в решении экономических, гражданских и духовных вопросов.
Здесь важно отметить, что авторитаризм объединяет значительный объем разнообразных реально существовавших и существующих политических режимов, каждый из которых обладает системой собственных специфических характеристик. Однако можно выделить некоторые общие сущностные признаки указанного социально-политического явления:
- власть всегда принадлежит одному лицу или небольшой группе политических субъектов;
- в обществе отсутствует единая руководящая идеология;
- вся полнота власти принадлежит одному лицу или группе лиц и разделение властей не реализуется;
- система публичного управления не ответственна перед народом, неподконтрольна ему. Функция представительных органов ограничена, выборность как принцип формирования системы государственного управления ограничен;
- внутренняя и внешняя политика, как и власть в государстве, монополизирована лидером или политической группой, отсутствует подлинная оппозиция или существенно ограничены ее возможности (чаще она носит исключительно формальный характер);
- отсутствие политического вмешательства в неполитические сферы, прежде всего сохранение свободы экономических отношений;
- для реализации политического управления используются административно-командные инструменты, но при этом обычно отсутствуют массовые репрессии, террор;
- реальное обеспечение провозглашенных прав личности в политической сфере отсутствует и пр.
С точки зрения обеспечения прав личности авторитаризм выступает нежелательным политическим режимом, поскольку индивид лишается своей политической субъектности, он не влияет на формирование государственного механизма, на эффективность и законность его функционирования, не может конкурировать с правящей элитой или отдельным политическим лидером за политическую власть. Иными словами, демократические механизмы реализации политической воли у народа и отдельной личности отсутствуют.
Характеристика механизмов, предотвращающих авторитаризм
Во всяком демократическом государстве, в том числе и в России, конституционно гарантированы демократические инструменты организации политического устройства. Эти демократические инструменты предотвращают трансформацию утвердившегося в обществе демократического политического режима в авторитарный или тоталитарный.
Для того чтобы такие демократические механизмы функционировали, необходима не только их фиксация в Основном законе страны, но и разработка и внедрение инструментов их непосредственной реализации.
К числу важнейших демократических механизмов, предотвращающих авторитаризм в демократических государствах, в том числе и в России, относятся следующие:
- закрепление в Конституции в качестве главной цели учреждения и функционирования государства – всестороннее обеспечение прав личности. Государственные органы, государственные служащие в своей повседневной деятельности при реализации служебных полномочий должны ориентироваться на всестороннее обеспечение прав и свобод личности;
- утверждение в числе принципов формирования системы публичного управления выборности и сменяемости;
- утверждение принципа разделения властей в системе публичного управления. Названный принцип утверждает недопустимость сосредоточения всей полноты власти в руках одного лидера или группы лиц, требует распределения публичной власти в государстве между законодательной, исполнительной и судебной властями, которые независимы друг от друга, а кроме того, наделены специальными инструментами для противодействия друг другу в узурпации власти;
- фиксация в качестве обязательного элемента структуры системы публичного управления государством и отдельными территориями, в него входящими, представительного органа. Представительные органы формируются непосредственно населением; депутаты представительных органов выражают волю определенных групп населения, что отражается в последующей законотворческой деятельности, поскольку представительные органы в системе публичного управления выполняют законотворческую функцию. Иными словами, демократическое политическое устройство предполагает, что процесс законотворчества реализуется избранными представителями народа для выражения его политической воли;
- демократический политический режим предполагает, что гражданам гарантированы права и свободы во всех сферах общественной жизни, прежде всего в политической. Это значит, что граждане могут самостоятельно выражать свою политическую позицию, формировать общественные объединения, в том числе политические партии, для участия в политической борьбе и др.;
- открытость и прозрачность системы публичного управления. О предстоящих, реализуемых и проектируемых управленческих процессах население должно быть оперативно, достоверно и полно проинформировано. Сегодня для этого демократическими государствами используются информационные технологии;
- гарантирование свободы слова, в частности возможность учреждения и функционирования независимых СМИ, освещающих вопросы политического, социального и экономического устройства и др.