Значение теории механизма государства
Теория механизма государства – это область научного знания, исследующая проблемы функционирования системы должностных лиц, органов и организаций государства, реализующих функции и задачи государственного управления с целью ее последующего совершенствования.
Категория механизма государства претерпевала изменения вместе с эволюционным развитием государства, т.е. совместно с трансформацией социально-политических и экономических условий жизнедеятельности общества – от общинной организации общественных отношений до современного демократического общественно- политического устройства.
Обобщение разработанных теорией механизма государства подходов к определению механизма государства позволяет предложить следующее его актуальное определение: это комплекс учрежденных и функционирующих на демократических принципах, установленных в законодательстве, государственных органов, должностных лиц, вспомогательных элементов – предприятий и учреждений, реализующих на основе бюджетных ресурсов функции публичного управления.
При этом в последнее время механизм государства в теории предлагается рассматривать как динамическую структуру, а именно – процесс осуществления функций публичного управления в конкретный период исторического развития.
Так, например, в России в ходе процессов становления демократического политического устройства, правового государства и гражданского общества, все чаще к важнейшим элементам механизма государства относятся инструменты контроля публичного управления со стороны населения. Функцию общественного контроля как элемента механизма государства можно охарактеризовать следующим образом: это инструмент оценки населением эффективности функционирования механизма государства, в том числе оценки целесообразности принятых и реализованных управленческих задач для политического и социально-экономического развития соответствующей территории, а также эффективности функционирования отдельных органов и должностных лиц и реализуемых ими конкретных программ, мер и мероприятий.
Задачи теории механизма государства
Теория механизма государства должна быть ориентирована на решение практических управленческих задач – проблем функционирования государственного механизма в конкретных социально-экономических и политических условиях для повышения его эффективности.
Так, сегодня в деятельности механизма государства можно выделить следующие проблемные аспекты:
- недостаточная эффективность контрольных процедур в отношении публичного управления: наличествуют коррупционные сговоры и схемы в органах публичной власти. Так, нередки случаи злоупотребления властью со стороны крупнейших чиновников, которые хоть и привлекаются, в конечном счете, к ответственности, однако после нанесения существенного ущерба эффективности механизма государства и населению;
- нарушение сроков и требований к качеству оказания государственных и муниципальных услуг;
- кадровые проблемы государственной и муниципальной службы. Так, еще сохраняются проблемы низкой правовой культуры служащих низшего звена и пр.;
- низкая правовая культура населения, что снижает эффективность публичного контроля функционирования механизма государства и др.
Теория механизма государства сегодня должна разработать теоретически и практически обоснованные инструменты преодоления указанных трудностей.
Теория механизма государства: направления модернизации механизма государства
Теория механизма государства предлагает следующие направления модернизации механизма государства для повышения эффективности его функционирования:
- оптимизация объема и характера функционирования механизма государства;
- установление стандартов реализации управленческих функций по всем направлениям функционирования механизма государства;
- подробная регламентация реализации управленческих функций по всем направлениям функционирования механизма государства;
- налаживание каналов эффективного взаимодействия между населением и должностными лицами, органами и организациями публичного управления;
- информатизация всех управленческих процессов, обеспечивающих функционирование механизма государств. В частности, налаживание инструментов электронного предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставление в электронном виде отчетной документации относительно реализации управленческих функций и пр.;
- информационное обеспечение управления модернизацией механизма государства;
- совершенствование кадровой работы органов публичного управления, в том числе повышения эффективности подготовки и профессионального отбора лиц, претендующих на занятие государственной и муниципальной службой, управления карьерой служащего и др.;
- совершенствование управления и его ресурсного обеспечения с ориентацией на достигнутые результаты управления и др.
Прежде всего, предлагается наиболее исчерпывающе определить роль механизма государства в современном обществе.
Так, к числу основных шагов обеспечения оптимизации объемов и характера участия государства в общественных отношениях можно отнести:
- функциональное исследование элементов механизма государства посредством проведения доказательственного анализа необходимости конкретной функции публичного управления;
- оптимизация структурного распределения функций между отдельными элементами механизма государства;
- формирование новых структурных элементов механизма государства;
- передача отдельных функций публичного управления частным структурам посредством инструментов аутсорсинга и концессионных соглашений;
- децентрализация публичного управления и рассредоточение функций публичного управления между различными уровнями механизма государства и пр.
Перехода к новой модели публичного управления требует новое социально-политическое и экономическое устройство страны.