Понятие механизма государства
Механизм государства – это структура взаимосвязанных, иерархически и функционально организованных должностных лиц, органов и учреждений, которые в регламентированном законом порядке наделены властной компетенцией и осуществляют государственные функции.
Механизм государства характеризуется как организационная система публичного управления, институциональная форма функционирования государства и осуществления публичного управления.
Категория механизма государства тесно связана с категорией государственного аппарата. При этом аппарат государства традиционно рассматривается в теории как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле, аппарат государства охватывает совокупность органов публичного управления и вспомогательных элементов управления и фактически совпадает с категорией механизма государства. В узком смысле аппарат государства объединяет только исполнительно-распорядительные органы, и в таком понимании используется в теории административного права.
Наиболее полно категория механизма государства раскрывается через определение признаков механизма государства:
- механизм государства представляет собой систему органов публичного управления;
- механизм государства – это сложная система, которую образуют подсистемы элементов и элементы, находящиеся во взаимосвязи. Это органы, должные лица и учреждения, образуемые государством;
- структура и порядок функционирования механизма государства обусловлены функциями публичного управления;
- механизм государства для целей реализации функций публичного управления формирует вспомогательные элементы.
Характеристика признаков механизма государства
Механизм государства как система должностных лиц, органов и организаций, обеспечивающая функции публичного управления, характеризуется следующими сущностными признаками:
- механизм государства действует как система, то есть элементы, его образующие, учреждаются и функционируют на единых принципах, установленных в конституционном и федеральном законодательстве;
- механизм государства – это сложная структура, в которой каждый элемент занимает конкретное место и реализует определенную часть функций публичного управления. Все органы находятся во взаимосвязи и в отношениях подчиненности. Иначе говоря, в структуре механизма государства можно выделить уровни публичного управления и отдельные функциональные направления публичного управления. Системообразующие принципы организации и функционирования получают свое закрепление в положениях Основного закона. Так, действующая российская конституция закрепляет в качестве основополагающего начала организации механизма государственного управления принцип разделения властей на законотворческую, исполнительную и правосудия, с закреплением системы сдержек и противовесов не позволяющим одному из высших органов управления захватить весь объем государственной власти;
- механизм государства структурируется в соответствии с функциями публичного управления. Исходя из функций публичного управления структура механизма государства делится как по горизонтали, так и по вертикали на соответствующие подсистемы, реализующие функции управления в конкретных областях общественной жизни. При этом в системе государственного управления существуют высшие органы общей компетенции, высшие органы специальной компетенции и др.;
- механизм государства для целей наиболее полной реализации функций публичного управления требует формирования вспомогательных по отношению к органам публичного управления дополнительных структурных элементов – учреждений, предприятий;
- деятельность механизма государства обеспечивается посредством привлечения материальных, технических, трудовых и иных ресурсов за счет бюджетных средств и др.
В качестве структурных элементов, образующих в совокупности механизм государства, следует рассматривать должностное лицо или должность, орган публичного управления и учреждения. Всякая часть механизма государства реализует определенный объем функций публичного управления.
Все элементы механизма государства действуют в порядке, который установлен на законодательном, подзаконном уровнях, а также в актах локального нормотворчества.
Структура механизма управления государством строится на основе иерархического принципа, то есть нижестоящие элементы механизма находятся в состоянии подчинения по отношению к вышестоящим. Такая модель предопределена необходимостью реализации суверенной власти государства в форме соподчинения компетенции различных органов: систему возглавляют высшие органы управления, разделяющие между собой в соответствии с важнейшими функциями управления суверенные полномочия. Это иерархическая система органов публичного управления, должностных лиц и учреждений, где каждый структурный элемент наделяется собственным объемом и содержанием функций публичного управления, которые и определяет место этого структурного элемента по отношению к другим.
Таким образом, компетенция органов публичного управления, должностного лица или учреждения представляет собой систему государственно-властных полномочий в конкретной сфере публичного управления, то есть прав и обязанностей субъекта управления по отношению к регулируемой области общественных отношений.
Необходимо подчеркнуть, что сущностные характеристики механизма государства определяется тем общественно-политическим устройством, которое сложилось в конкретном государстве. Современные демократические правовые государства, стремящиеся к формированию подлинно гражданского общества, ориентированы на формирование открытого, прозрачного механизма государства, который находится в состоянии диалога с населением. Для этого производится информатизация публичного управления, выстраивание партнерских схем взаимодействия с населением.
Эффективность функционирования механизма государства напрямую связана с утверждением в его деятельности демократических начал управления, ориентацией на нужды населения и стремлением к постоянным оптимизации и совершенствованию механизма управления.