Маркетинговые методы регионального менеджмента – это маркетинговые исследования, решения и стратегии развития территории, используемые региональными органами государственного управления.
Сущность маркетинговых методов регионального менеджмента
Маркетинговые методы, используемые региональным менеджментом, представляют собой маркетинговую деятельность специализированного характера, осуществляемую на территории региона для создания, поддержки субъектов хозяйствования, действующих на этой территории или привлекаемых на нее.
В качестве целевых направлений применения маркетинговых методов в региональном управлении выступают:
- во-первых, престиж и притягательность территории региона в целом;
- во-вторых, привлекательность ресурсов природного, материально-технического, финансового, организационного, трудового, социального и иного характера, которыми располагает территория региона;
- в-третьих, активизация деятельности региональных хозяйствующих субъектов, призванных обеспечивать производство определенных товаров;
- в-четвертых, формирование возможностей для реализации и воспроизводства товаров, производимых на территории региона.
Маркетинговые методы регионального менеджмента являются значимым инструментом управления территорией региона, наряду с планированием и прогнозированием, администрированием и бюджетированием.
Маркетинговые методы регионального менеджмента призваны выявить возможности активизации регионального управления и проследить тенденции развития региона.
На уровне региона маркетинг выступает в качестве элемента системы рыночных отношений, спроецированных на мезоуровень.
Основу регионального маркетинга составляет экономико-географический подход.
Реализация маркетинговых методов регионального управления требует определенного образа мышления и действий руководителей регионов, новой деловой философии, активизации предпринимательства на территории региона, основанной на стремлении к удовлетворению выявленных потребностей конкретных людей, их групп, хозяйствующих субъектов на территории региона и за его пределами в определенных товарах, услугах, технологиях, информационных ресурсах.
Методы маркетинга в региональном управлении представляет собой совокупность мер, направленных на привлечение на территорию региона новых хозяйствующих субъектов, обеспечивающих процветание региона в целом.
Функциональное назначение маркетинговых методов регионального управления
Маркетинговые методы регионального управления призваны выполнять реализацию следующих функций:
- во-первых, осуществление маркетинговых исследований в рамках макро и микросреды региона, рынков, рыночных субъектов и так далее;
- во-вторых, осуществление сбора маркетинговой информации;
- в-третьих, планирование маркетинговых мероприятий;
- в-четвертых, выбор стратегии и тактики осуществления маркетинговых решений;
- в-пятых, осуществление разработки новых продуктов;
- в-шестых, реализация мероприятий продвижения услуг и продуктов на внутрирегиональном, межрегиональном и международном рынках;
- в-седьмых, обеспечение коммуникационного сопровождения сбыта и распределения услуг и продукции, производимых на территории региона.
Принципиальные основы маркетинговых методов регионального менеджмента
В основе применения маркетинговых методов регионального менеджмента находится следующие принципы:
- принцип производства на территории региона продукции и услуг, конкурентоспособных и востребованных на рынке;
- принцип организации производства услуг и товаров в соответствии с результатами маркетинговых исследований относительно потребностей в этих услугах и товарах, динамики объема спроса на них;
- принцип ориентации на потребности конкретных потребителей на территории региона и за его пределами с учетом профессиональной сегментации рынка, определения целевых сегментов и действий, рассчитанных на них;
- принцип использования программного подхода для достижения целей развития региона и определения задач в соответствии с комплексом маркетинговых средств;
- принцип обеспечения межотраслевой координации и взаимодействия рыночных субъектов на территории региона для обеспечения сбалансированного спроса и предложения;
- принцип создания при поддержке конкурентных преимуществ отдельных хозяйствующих субъектов, кредитных организаций иных субъектов рынка, действующих в региональном рыночном пространстве;
- принцип формирования позитивного имиджа региона, производимых на его территории товаров и региональных брендов.
Основное назначение методов маркетинга в региональном управлении состоит в обеспечении соответствующего уровня эффективности регионального управления и разработки управленческих решений.
Региональное развитие может осуществляться как в положительном, так и в отрицательном контексте. В первом случае территория региона обеспечивает размещение новых отраслей, увеличение темпов роста производства, рост количества рабочих мест, повышение уровня и качества жизни населения региона. Во втором случае излишняя активация регионального развития может стать причиной роста цен на объекты недвижимости, привести к перегрузке инфраструктурных объектов, вызвать социальное напряжение. Отрицательное развитие региона выражается в кризисе или стагнации экономики, замедлении темпов роста доходов граждан, снижении прибыльности хозяйствующих субъектов, росте безработицы, дефицитности региональных и местных бюджетов, ужесточении кредитной политики и так далее.
Территориальное развитие находится под воздействием таких факторов макросреды как инновации, глобальная конкуренция, региональная политика страны и так далее.
Регионы за счет развития глобализации интегрируются в мировую экономику и конкурируют между собой за инвестиционные ресурсы, квалифицированные кадры, инновации и информацию.