Контрольно-надзорные органы исполнительной власти – это органы публичного управления, в компетенцию которых входят полномочия по реализации государственного контроля и надзора или муниципального контроля, в том числе федеральные и региональные исполнительные органы, муниципальные исполнительные органы, а также в случаях, прямо регламентированных законом, государственные корпорации и публично-правовые компании.
Правовые основы функционирования контрольно-надзорных органов исполнительной власти
В соответствии с положениями действующего специального законодательства контрольно-надзорные исполнительные органы наделяются полномочиями по реализации государственного контроля или надзора либо муниципального контроля. К числу таких органов специальным федеральным законодательством о государственном контроле и надзоре или муниципальном контроле в стране отнесены:
- федеральные исполнительные органы;
- региональные исполнительные органы;
- муниципальные исполнительные органы;
- государственные корпорации и публично-правовые компании, когда реализация указанными субъектами контрольно-надзорных мероприятий прямо предусматривается федеральным законодательством.
Реализация отдельных видов контрольно-надзорной деятельности на государственном и муниципальном уровне, а также отдельных контрольно-надзорных полномочий в случаях, предусмотренных законом о конкретном виде контроля, может возлагаться на государственные и муниципальные учреждения.
Главой государства и федеральным правительством в соответствии с требованиями федерального конституционного законодательства о федеральном правительстве реализуются:
- определение федеральных исполнительных органов, в компетенцию которых входит реализация мероприятий федерального государственного контроля или надзора;
- установление организационной структуры федеральных исполнительных органов, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия;
- установление полномочий, функций и процедуры реализации контрольно-надзорной деятельности такими органами;
- установление перечня должностных лиц федеральных контрольно-надзорных органов.
На основе положений региональных уставов и конституций, а также регионального законодательства высшими региональными исполнительными органами осуществляются:
- определение региональных исполнительных органов, реализующих контрольно-надзорные полномочия;
- установление организационной структуры региональных контрольно-надзорных органов;
- определение полномочий, функций и процедуры реализации контрольно-надзорной деятельности региональными органами;
- установление перечня должностных лиц региональных исполнительных контрольно-надзорных органов.
Определение местных контрольно-надзорных органов, определение их организационной структуры, компетенции, задач, процедуры функционирования и установление перечня должностных лиц муниципальных органов, а также их полномочий реализуются в соответствии с муниципальными уставами и иными актами местного нормотворчества.
Полномочия контрольно-надзорных органов исполнительной власти
Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны включала положения относительно институциональных преобразований в области контрольно-надзорной деятельности государства и муниципалитетов, в том числе:
- сокращение числа контрольно-надзорных мероприятий, которые проводятся в отношении субъектов предпринимательства;
- сокращение издержек субъектов предпринимательства, которые связаны с реализацией в отношении них контрольно-надзорных мероприятий;
- ужесточение санкций в отношении должностных лиц контрольно-надзорных органов, которые допускают нарушение процедуры реализации проверочных мероприятий;
- признание недействительными итогов проверочных мероприятий в случае грубых нарушений процедуры их реализации;
- сокращение количества внепроцессуальных проверок, реализуемых правоохранительными органами.
Категория государственный контрольный надзор впервые получила закрепление в отечественном законодательстве о защите прав организаций и индивидуальных предпринимателей при реализации государственного контроля и надзора и муниципального контроля. Названный законодательный акт функционирование контрольно-надзорных государственных органов определил как:
- специальную деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями, их руководством и другими должностными лицами, а также индивидуальными предпринимателями законодательства путем реализации проверочных мероприятий в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и принятия мер по пресечению или устранению последствий допущенных нарушений;
- специальную деятельность, направленную на систематическое наблюдение за исполнением требований, исследование и прогнозирование состояния исполнения требований при реализации деятельности организациями и индивидуальными предпринимателями.
К ключевым полномочиям контрольно-надзорных органов исполнительной власти относятся:
- разработка и осуществление единой политики государства в сфере защиты прав организаций, индивидуальных предпринимателей при реализации федерального государственного контроля и надзора в конкретной области деятельности;
- организация и реализация контрольно-надзорных мероприятий в соответствующих сферах деятельности;
- разработка административных регламентов по реализации контрольно-надзорных мероприятий и проведению проверочных мероприятий в конкретных сферах деятельности;
- организация и реализация мониторинга эффективности функционирования системы государственного контроля и надзора. Мониторинг эффективности реализации контрольно-надзорных мероприятий государственными и муниципальными органами представляет собой систему мероприятий по наблюдению, исследованию, оценке и прогнозированию эффективности функционирования системы государственного контроля и надзора. Результаты такого мониторинга фиксируются в виде докладов о реализации контрольно-надзорных мероприятий, требования к которым установлены федеральным правительством.