Сущность контроля в государственном управлении
Завершающим этапом любой управленческой деятельности является контроль реализации управленческих решений. Не является исключением и государственное управления, в котором контроль также имеет существенное значение.
Под контролем в государственном управлении понимается деятельность, осуществляемая специально уполномоченными государственными органами или должностными лицами с целью наблюдения, оценки и корректировки функционирования подконтрольных объектов.
Проявление сущности контроля в государственном управлении выражается в следующем:
- во-первых, контрольная деятельность осуществляется уполномоченными на это органами и лицами с четко определенными контрольными полномочиями;
- во-вторых, субъект контроля осуществляет наблюдательную деятельность по отношению к подконтрольному объекту, находящемуся в состоянии подчиненности к нему;
- в-третьих, контрольная деятельность основывается на полноте и достоверности полученной информации о состоянии подконтрольных объектов;
- в-четвертых, деятельность подконтрольных объектов оценивается с точки зрения ее целесообразности и законности;
- в-пятых, приоритетность предупредительных мер и предотвращения негативных последствий;
- в-шестых, применение мер дисциплинарной и материально-правовой ответственности;
- в-седьмых, организация работы исходя из принципа рациональности режима функционирования подконтрольных объектов.
Классификация видов контроля в государственном управлении
Контроль в государственном управлении классифицируется по различным основаниям.
По объему и содержанию контроль в государственном управлении делится на два вида:
- во-первых, общий, охват которого распространяется на все аспекты деятельности подконтрольных объектов;
- во-вторых, специальный, который охватывает только отдельные аспекты деятельность подконтрольные объектов, к примеру, финансовый, экологический и прочие аспекты.
По стадиям осуществления контроль в государственном управлении делится на три вида:
- во-первых, предварительный контроль, осуществляемый на стадии принятия управленческих государственных решений;
- во-вторых, текущий, осуществляемый в ходе реализации управленческих государственных решений;
- в-третьих, последующий, осуществляемый после исполнения управленческих государственных решений.
По временному режиму контроль в государственном управлении делится на два вида:
- во-первых, постоянный, осуществляемый систематически;
- во-вторых, временный, осуществляемый в течение определенного периода времени, и повторяющийся в последующем.
По субъектам деятельности контроль в государственном управлении делится на три вида:
- во-первых, президентский контроль;
- во-вторых, контроль представительных органов государственной власти;
- в-третьих, контроль исполнительных органов государственной власти.
Контроль исполнительных органов государственной власти также подразделяется на три вида:
- во-первых, общий, который направлен на наблюдение процесса исполнения и соблюдения нормативных актов любого уровня, консолидирование деятельности всех контролирующих органов, проверку отчетности подконтрольных объектов. Субъектами такого контроля являются российское Правительство, правительства регионов;
- во-вторых, межотраслевой, который направлен на обеспечение единообразия подхода к решению межотраслевых задач. Субъектами такого контроля являются Министерства и Федеральные службы;
- в-третьих, отраслевой, который направлен на обеспечение единообразия подхода к решению вопросов внутриведомственного характера.
Контрольные полномочия российского Президента
Президентский контроль в России, в свою очередь, также делится на два вида:
- во-первых, непосредственный, то есть осуществляемый лично президентом страны;
- во-вторых, опосредованный, то есть осуществляемый уполномоченными Президентом органами или должностными лицами.
Президент России наделен следующими контрольными полномочиями:
- Назначение Правительства России по согласованию с нижней палатой Парламента;
- назначение Председателя Правительства России и его заместителей, а также их освобождение от занимаемых должностей;
- Наличие права приостановления постановлений и распоряжений Правительства России;
- Наличие права приостановления действия актов региональных органов власти при выявлении их противоречия основному закону страны, федеральному законодательству и международным соглашениям;
- Назначение президентских полномочных представителей в федеральных округах, а также освобождение их от занимаемых должностей;
- Назначение высшего командования Вооруженными Силами России, а также освобождение его от занимаемых должностей;
- Осуществление иных контрольных полномочий в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России и Председателя Совета Безопасности России.
Контрольные полномочия Парламента России
Контрольными полномочиями наделены и верхняя – Совет Федерации, и нижняя – Государственная Дума – палаты российского Парламента. В первом случае в состав контрольных полномочий включаются:
- Утверждение президентских указов о вводе военного или чрезвычайного положения в стране;
- Решение вопросов относительного использования российских вооруженных сил на территории других государств;
- Отрешение Президента от занимаемой должности;
- Назначение судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов России;
- Назначение Генерального прокурора России, заместителя Председателя Счетной палаты, 50% состава аудиторов Счетной палаты и освобождение их от занимаемых должностей.
Во втором случае в состав контрольных полномочий включаются:
- Согласование кандидатуры назначаемого Председателя Правительства России;
- решение вопроса доверия или недоверии российскому Правительству;
- Назначение Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты, 50% состава аудиторов Счетной палаты и освобождение их от занимаемых должностей.
- Объявление амнистий;
- Выдвижение обвинений против Президента России с целью последующего его отрешения от должности.