Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Контроль в государственном управлении

Сущность контроля в государственном управлении

Завершающим этапом любой управленческой деятельности является контроль реализации управленческих решений. Не является исключением и государственное управления, в котором контроль также имеет существенное значение.

Определение 1

Под контролем в государственном управлении понимается деятельность, осуществляемая специально уполномоченными государственными органами или должностными лицами с целью наблюдения, оценки и корректировки функционирования подконтрольных объектов.

Проявление сущности контроля в государственном управлении выражается в следующем:

  • во-первых, контрольная деятельность осуществляется уполномоченными на это органами и лицами с четко определенными контрольными полномочиями;
  • во-вторых, субъект контроля осуществляет наблюдательную деятельность по отношению к подконтрольному объекту, находящемуся в состоянии подчиненности к нему;
  • в-третьих, контрольная деятельность основывается на полноте и достоверности полученной информации о состоянии подконтрольных объектов;
  • в-четвертых, деятельность подконтрольных объектов оценивается с точки зрения ее целесообразности и законности;
  • в-пятых, приоритетность предупредительных мер и предотвращения негативных последствий;
  • в-шестых, применение мер дисциплинарной и материально-правовой ответственности;
  • в-седьмых, организация работы исходя из принципа рациональности режима функционирования подконтрольных объектов.

Классификация видов контроля в государственном управлении

Контроль в государственном управлении классифицируется по различным основаниям.

По объему и содержанию контроль в государственном управлении делится на два вида:

  • во-первых, общий, охват которого распространяется на все аспекты деятельности подконтрольных объектов;
  • во-вторых, специальный, который охватывает только отдельные аспекты деятельность подконтрольные объектов, к примеру, финансовый, экологический и прочие аспекты.

По стадиям осуществления контроль в государственном управлении делится на три вида:

  • во-первых, предварительный контроль, осуществляемый на стадии принятия управленческих государственных решений;
  • во-вторых, текущий, осуществляемый в ходе реализации управленческих государственных решений;
  • в-третьих, последующий, осуществляемый после исполнения управленческих государственных решений.

По временному режиму контроль в государственном управлении делится на два вида:

  • во-первых, постоянный, осуществляемый систематически;
  • во-вторых, временный, осуществляемый в течение определенного периода времени, и повторяющийся в последующем.
«Контроль в государственном управлении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

По субъектам деятельности контроль в государственном управлении делится на три вида:

  • во-первых, президентский контроль;
  • во-вторых, контроль представительных органов государственной власти;
  • в-третьих, контроль исполнительных органов государственной власти.

Контроль исполнительных органов государственной власти также подразделяется на три вида:

  • во-первых, общий, который направлен на наблюдение процесса исполнения и соблюдения нормативных актов любого уровня, консолидирование деятельности всех контролирующих органов, проверку отчетности подконтрольных объектов. Субъектами такого контроля являются российское Правительство, правительства регионов;
  • во-вторых, межотраслевой, который направлен на обеспечение единообразия подхода к решению межотраслевых задач. Субъектами такого контроля являются Министерства и Федеральные службы;
  • в-третьих, отраслевой, который направлен на обеспечение единообразия подхода к решению вопросов внутриведомственного характера.

Контрольные полномочия российского Президента

Президентский контроль в России, в свою очередь, также делится на два вида:

  • во-первых, непосредственный, то есть осуществляемый лично президентом страны;
  • во-вторых, опосредованный, то есть осуществляемый уполномоченными Президентом органами или должностными лицами.

Президент России наделен следующими контрольными полномочиями:

  1. Назначение Правительства России по согласованию с нижней палатой Парламента;
  2. назначение Председателя Правительства России и его заместителей, а также их освобождение от занимаемых должностей;
  3. Наличие права приостановления постановлений и распоряжений Правительства России;
  4. Наличие права приостановления действия актов региональных органов власти при выявлении их противоречия основному закону страны, федеральному законодательству и международным соглашениям;
  5. Назначение президентских полномочных представителей в федеральных округах, а также освобождение их от занимаемых должностей;
  6. Назначение высшего командования Вооруженными Силами России, а также освобождение его от занимаемых должностей;
  7. Осуществление иных контрольных полномочий в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России и Председателя Совета Безопасности России.

Контрольные полномочия Парламента России

Контрольными полномочиями наделены и верхняя – Совет Федерации, и нижняя – Государственная Дума – палаты российского Парламента. В первом случае в состав контрольных полномочий включаются:

  1. Утверждение президентских указов о вводе военного или чрезвычайного положения в стране;
  2. Решение вопросов относительного использования российских вооруженных сил на территории других государств;
  3. Отрешение Президента от занимаемой должности;
  4. Назначение судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов России;
  5. Назначение Генерального прокурора России, заместителя Председателя Счетной палаты, 50% состава аудиторов Счетной палаты и освобождение их от занимаемых должностей.

Во втором случае в состав контрольных полномочий включаются:

  1. Согласование кандидатуры назначаемого Председателя Правительства России;
  2. решение вопроса доверия или недоверии российскому Правительству;
  3. Назначение Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты, 50% состава аудиторов Счетной палаты и освобождение их от занимаемых должностей.
  4. Объявление амнистий;
  5. Выдвижение обвинений против Президента России с целью последующего его отрешения от должности.
Дата последнего обновления статьи: 07.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot