Контроль населения за деятельностью органов местного самоуправления – это форма осуществления контроля за действиями и решениями органов муниципального управления, реализуемая обществом, выступающим источником муниципальной власти.
Необходимость и принципы осуществления населением контроля за деятельностью органов местного самоуправления
Население выступает единственным источником государственной и муниципальные власти на территории российского государства. Это положение закреплено в Конституции российского государства.
Через различные инструменты осуществления демократии населения передает право принятия решений органам государственного и муниципального управления, а также их должностным лицам. При этом в качестве источника власти население сохраняет за собой право осуществления контроля за деятельностью органов государственного и муниципального управления.
Органы муниципального управления несут ответственность перед населением за свои действия по защите интересов гражданам муниципального образования, обеспечению развития муниципального образования в социально-экономическом плане.
Контроль населения за деятельностью органов муниципального управления основан на следующих принципах:
- приоритетность законных интересов и прав гражданина и человека;
- добровольность привлечения граждан к осуществлению контроля за деятельностью органов муниципального управления;
- самостоятельность населения при осуществлении контроля за деятельностью органов муниципального управления и независимость контролирующих субъектов от органов муниципального управления;
- открытость и публичность осуществления контроля населения за деятельностью органов муниципального управления и обсуждение достигнутых в результате контрольных мероприятий результатов;
- законность деятельности населения по осуществлению контроля органов муниципального управления;
- беспристрастность, объективность и добросовестность населения при осуществлении контроля за деятельностью органов муниципального управления, достоверность полученных результатов;
- обязательность рассмотрения органами муниципального управления результатов контроля населения за их деятельностью;
- многообразие форм контроля населения за деятельностью органов муниципального управления;
- недопустимость необоснованного вмешательства населения в деятельность органов муниципального управления при осуществлении контроля, а также оказания неправомерного воздействия на органы муниципального управления;
- презумпция добросовестности функционирования органов муниципального управления, ставших объектом контроля со стороны населения;
- недопустимость вмешательства в сферу деятельности политических партий;
- нейтральность населения, исключающая возможность влияния политических партий на осуществление контроля за деятельностью органов муниципального управления.
Контроль населения за деятельностью органов муниципального управления допускает использование различных информационных каналов, обеспечивающих открытость и публичность контроля.
Общественный контроль как форма реализации контроля населения за деятельностью органов муниципального управления
Общественный контроль за деятельностью органов муниципального управления представляет собой деятельность субъектов общественного контроля, которая осуществляется для наблюдения за действиями органов местного самоуправления, реализующих публичную власть и полномочия, а также для общественной проверки, оценки и анализа их решений и нормативно-правовых актов.
Общественный контроль за деятельностью органов муниципального управления осуществляется в формах, предусмотренных федеральным законодательством.
Федеральное законодательство прямо закрепляет право граждан на участие в осуществлении общественного контроля лично или в качестве членов общественных объединений и других некоммерческих негосударственных организаций.
Привлечение граждан к участию в общественном контроле за деятельностью органов муниципального управления осуществляется на добровольной основе, законодательство прямо устанавливает запрет на принуждение граждан к участию в осуществлении общественного контроля или отказу от участия.
Общественный контроль за деятельностью органов муниципального управления осуществляется для достижения следующих целей:
- во-первых, обеспечить реализацию и защиту свобод и прав гражданина и человека, некоммерческих негосударственных организаций и общественных объединений;
- во-вторых, обеспечить учет общественного мнения, рекомендаций и предложений населения, некоммерческих негосударственных организаций, общественных объединений при принятии решений органами муниципального управления, ответственными за реализацию отдельных публичных полномочий;
- в-третьих, оценить деятельность органов муниципального управления по защите свобод и прав гражданина и человека, некоммерческих негосударственных организаций и общественных объединений.
Общественный контроль за деятельностью органов муниципального управления призван обеспечивать решение следующих задач:
- во-первых, формировать и развивать гражданское правосознание;
- во-вторых, повышать уровень доверия население к деятельности органов муниципального управления, обеспечивать тесное взаимодействие органов муниципального управления и гражданских общественных институтов;
- в-третьих, содействовать разрешению и предупреждению социальных конфликтов в муниципальном образовании;
- в-четвертых, реализовывать гражданские инициативы, направленные на защиту свобод и прав гражданина и человека, некоммерческих негосударственных организаций и общественных объединений;
- в-пятых, обеспечивать открытость и прозрачность функционирования органов муниципального управления, реализующих отдельные публичные полномочия;
- в-шестых, формировать в обществе нетерпимость к поведению коррупционного характера;
- в-седьмых, повышать эффективность функционирования органов муниципального управления.