Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Контроль и надзор в системе государственного управления

Определение 1

Контроль и надзор в системе государственного управления – это специальное направление публичного управления, опосредующее систему мероприятий, направленных на установление соответствия параметров деятельности служащих, должностных лиц и органов государственного управления нормативно закрепленным показателям и требованиям, оценка эффективности такой деятельности для цели ее дальнейшего совершенствования.

Значение контроля и надзора в системе государственного управления

Отрицательные тенденции в современной отечественной экономике во многом обусловлены не только внешними обстоятельствами, в том числе наложением санкций со стороны европейских государств и США, а также падением цен на энергоресурсы, но и факторами внутреннего характера, к числу которых можно отнести необходимость обновления экономической системы и повышения эффективности системы публичного управления на государственном, региональном и местном уровнях.

Важнейшим аспектом обеспечения эффективности системы публичного управления выступает институт государственного контроля и надзора, который находит свое воплощение во всех стадиях процесса принятия и реализации управленческих решений.

Понятие контроля и надзора в системе государственного управления

В теории государственного и муниципального управления широкое распространение получила позиция, согласно которой государственное управление трактуется в узком смысле как административная деятельность, то есть деятельность исключительно органов исполнительной власти. Иными словами, контроль и надзор в системе государственного управления согласно этой позиции представляет собой инструмент контроля эффективности реализации исполнительными органами законов и иных нормативных актов.

При этом очевидно, что эффективность государственного управления – это категория охватывающая не только эффективность функционирования должностных лиц и органов исполнительной власти, но и эффективность работы всей системы государственного управления в целом, как исполнительный, так законодательной и судебной. Так, например, нельзя говорить об эффективности государственного управления там, где исполнительные органы функционируют в соответствии с недемократическими законами, принятыми без учета социального запроса, поступающего от населения.

«Контроль и надзор в системе государственного управления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, представляется, что наиболее верно определять государственное управление как целенаправленную профессиональную деятельность, осуществляемую служащим и должностными лицами системы государственного управления для реализации государственных функций и задач.

Итак, контроль и надзор в системе государственного управления – это одно из системообразующих звеньев. Так, система государственного управления функционирует посредством взаимодействия субъектов и объектов управления, при этом управленческое воздействие, исходящее от субъектов управления не всегда соответствует целям, принципам и задачам государственного управления, не всегда характеризуется планируемым социально-экономическом полезным эффектом. Отсюда, возникает необходимость постоянного контроля оценки эффективности управленческого воздействия для последующей его корректировки. Именно эту задачу в системе государственного управления решает институт контроля и надзора.

Другим направлением определения контроля и надзора в государственном управлении может выступать характеристика его как системы обратной связи, то есть поступающего от населения сигнала относительно эффективности государственного управления, эффективности решения функций и задач государственного управления и соответствия социально полезного эффекта государственного управления запросам населения.

Замечание 1

Государственный контроль и надзор реализуются специальными органами, а также посредством функционирования институтов гражданского общества и институтов непосредственной демократии.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о соотношении понятий контроля и надзора, поскольку законодательные определения категорий контроля и надзора в государственном управлении отсутствуют, в теории разрабатывается собственный подход. Так, ряд авторов рассматривает категории контроля и надзора как синонимичные, другие подчеркивают, что категория надзор должна рассматриваться в качестве составной, более узкой категории внутри системы контроля.

В свою очередь, трактовка законодателем контроля и надзора в отдельных специальных сферах государственного управления не позволяет сделать однозначного вывода относительно соотношение указанных понятий. Так, например, и государственные органы контроля, и государственные органы надзора обладают полномочием по наложению санкций в случае выявления нарушения, в отдельных законах контроль и надзор используются как равнозначные категории.

Принципы реализации контроля и надзора в системе государственного управления

К числу основных начал реализации контроля и надзора в системе государственного управления относятся следующие:

  • законность. Названный принцип, являющийся основным для всей системы публичного управления, в сфере контроля и надзора требует организации и реализации контрольных и надзорных мероприятий в строгом соответствии с требованиями законодательства, что, в свою очередь, выступает гарантией соблюдения прав субъектов управленческих отношений. Более конкретно этот принцип предполагает необходимость реализации контрольно-надзорных мероприятий в рамках полномочий органа контроля должностным лицом, компетентным на их реализацию, в полном соответствии с нормативно закрепленной процедурой, сроками при надлежащей фиксации результатов;
  • плановость и целенаправленность. Названные принципы предполагают, что контрольно-надзорные мероприятия должны планироваться в соответствии с разными аспектами – в соответствии с объектом и предметом контроля, периодами и сроками проведения контрольных мероприятий;
  • профессионализм и специализация. Контрольно-надзорные мероприятия в системе государственного управления должны организовываться и реализовываться лицами, обладающими необходимыми специальными знаниями в подконтрольной области, отсюда в системе государственного управления выделяются специальные органы контроля, в которых службу проходят лица, обладающие необходимыми специальными знаниями и навыками и пр.
Дата последнего обновления статьи: 28.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot