Конституционная система власти в РФ – это определяемые основным законом государства порядок организации и система публичной власти на всех ее уровнях.
Общие конституционные основы системы власти в Российской Федерации
В соответствии с российской Конституцией власть в Российской Федерации возложена на органы государственного управления, представляющие собой основной канал, посредством которого население реализует свои властные полномочия.
Органы государственной власти можно охарактеризовать следующим образом:
- во-первых, население наделяет в следствии общественного договора органы власти государственно-властными полномочиями;
- во-вторых, образование и деятельность органов власти осуществляется в соответствии с предусмотренным законодательством порядком;
- в-третьих, органы государственной власти уполномочены на осуществление функций и задач государства;
- в-четвертых, органы государственной власти являются составным элементом единой системы органов управления Российской Федерацией.
Структура власти в Российской Федерации
Совокупность государственных органов власти Российской Федерации формирует единую систему публичного управления. В соответствии с Конституцией система органов государственной власти включает в себя федеральные органы государственной власти и региональные органы государственной власти.
Построение системы власти в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом разделения властей, который позволяет выделить в системе органов власти органы исполнительного характера, органы законодательного характера, органы судебной власти.
Органы законодательной власти на федеральном уровне представлены российским Парламентом, включающим в себя две палаты: Совет Федерации и Государственную Думу. На региональном уровне законодательная ветвь власти может функционировать в форме народных собраний, государственных собраний, областных собраний, иных законодательных органов регионов.
Отличительной особенностью этих органов власти является их избирание непосредственно населением и невозможность формирования каким-либо иным способом. Совокупность таких органов федерального и регионального уровня формирует систему представительных органов государственного управления России.
Органы исполнительной власти включают в себя российское Правительство, органы исполнительной власти регионального уровня в лице президентов и глав администраций регионов, их правительств, министерств, государственных комитетов и иных ведомств. В совокупности эти органы формируют единую систему органов исполнительной власти, во главе которой находится Правительство России. Характерной чертой органов исполнительной власти является их образование или назначение руководителями исполнительной ветви власти на уровне государства или его регионов. На органы исполнительной власти возлагается реализация особого вида государственной деятельности, отличающейся исполнительным и распорядительным характером.
В состав органов судебной власти входят Конституционный Суд России, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд России, иные федеральные суды, а также региональные суды. Совокупность органов правосудия формирует единую судебную систему Российской Федерации. Основной особенностью судебных органов власти является реализация судебной власти через систему конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Помимо указанных органов власти можно отметить еще одну группу органов, которые не включаются ни в одну из ветвей власти, в лице российской прокуратуры.
Помимо этого, система органов власти включает в себя иные органы, на которые возлагается осуществление вспомогательных, совещательных и иных функций, определяемых органами государственного управления. В состав таких органов включаются президентская Администрация, Совет Безопасности России.
Система муниципальных органов власти
В соответствии с российской Конституцией особым уровнем власти является местное самоуправление, осуществляемое под свою ответственность и самостоятельно на уровне муниципальных образований с целью решения вопросов местного значения.
Конституция России особо оговаривает независимость местного самоуправления от государственной власти. Обособленность местного самоуправления в системе органов власти выступает важнейшей гарантией его самостоятельности. Государство посредством Конституции обеспечивает признание местного самоуправления как особого уровня власти, принадлежащей народу.
Реализация местного самоуправления осуществляется на уровне муниципальных образований в виде городов, поселков, станиц, районов, сельских округов, части поселений и так далее. Основу осуществления местного самоуправления формируют устав, разработка и принятие которого осуществляется представительным органом власти на местном уровне, либо населением в форме местного референдума.
Устав муниципального образования определяет состав и границы территории, перечень вопросов местного уровня, формы реализации местного самоуправления, порядок создания и структуру местных органов власти, сроки реализации полномочий, экономическую и финансовую основу местного самоуправления, управление муниципальной собственностью, порядок организации и условий функционирования муниципальной службы, особенности взаимодействия органов местного управления с органами государственного управления.
Система органов муниципальной власти включает в себя представительный орган местного самоуправления, исполнительно-распорядительный органы муниципальной власти, главу муниципального образования. В первом случае речь идет об органе муниципального управления, формируемого посредством проведения муниципальных выборов и включающего в себя депутатов, численный состав и срок действия полномочий которых определяются в уставе муниципального образования.
Исполнительно-распорядительный орган муниципального управления или муниципальная администрация осуществляет практическую реализацию местной власти. Глава муниципального образования может в соответствии с уставом муниципального образования либо возглавлять представительную власть, либо находиться во главе муниципальной администрации.