Конфликт интересов на гражданской государственной службе – это ситуация, при которой прямая или косвенная заинтересованность лица, замещающего должность государственной гражданской службы, может оказать или оказывает влияние на надлежащее, адекватное, беспристрастное исполнение им служебных обязанностей.
Понятие и значение конфликта интересов на гражданской государственной службе
Лица, замещающие должности государственной службы, в своей повседневной деятельности реализуют функции и задачи государственной власти. Иными словами, государственные служащие осуществляют властные полномочия. Для эффективной реализации властных полномочий и обеспечения благосостояния населения необходимо гарантировать обществу реализацию служащими таких полномочий в рамках закона, в строгом соответствии с компетенцией государственного органа и их служебными обязанностями. Для этого в системе государственной службы предусматриваются инструменты противодействия неэффективному и незаконному использованию служебных полномочий.
Сегодня в России принимаются меры по преодолению коррупционных явлений в системе публичного управления, в том числе в системе государственной гражданской службы. Названные меры включают в себя как борьбу с коррупцией, так и профилактику коррупционных явлений. К числу важнейших инструментов преодоления коррупционных явлений в системе государственной службы относится конфликт интересов. Названный институт направлен на регламентацию действий служащего, в том случае, когда возникает угроза, что его личная заинтересованность может помешать ему исполнить свои служебные обязанности надлежащим образом, беспристрастно и объективно.
Федеральным законодательством регламентируются обязанности служащего и непосредственного начальника, которые должны быть реализованы в случае возникновения конфликта интересов. Такая регламентация позволяет ориентировать служащего на законное и эффективное выполнение своих служебных обязанностей и предотвращение ситуации, когда такое исполнение может находиться в зависимости от личных интересов.
Процедура урегулирования конфликта интересов на Гражданской государственной службе
Институт урегулирования конфликта интересов направлен на разрешение ситуации, когда личные интересы лица, замещающего должность государственной службы, входят в противоречие с задачами его служебной деятельности и могут привести к незаконному, необъективному в угоду личным интересам исполнению служебных полномочий.
Личная заинтересованность трактуется в рассматриваемом случае как возможность получения денежного дохода или дохода в виде иного имущества, а также неимущественных услуг или какой-либо иной выгоды служащим или лицами, которые находятся с ним в родстве, свойстве и другими близкими лицами.
Итак, федеральный закон предусматривает обязанность служащего прилагать усилия по предотвращению всякой возможности возникновения в процессе реализации служебной деятельности конфликта интересов. Если складывается ситуация, в которой личная заинтересованность влияет или способно повлиять на законное и эффективное исполнение служащим обязанности, он должен в соответствии с законом в письменном виде сообщить о такой ситуации представителю нанимателя – своему непосредственному начальнику.
В свою очередь, представитель работодателя, которому стало известно о ситуации, в которой личная заинтересованность служащего способна повлиять на законность и объективность исполнения служебных обязанностей, обязан использовать инструменты, предусмотренные законом для разрешения такой ситуации.
В соответствии с федеральным законодательством в качестве инструментов, реализуемых для предупреждения или прекращения конфликта интересов на государственной службе, используются:
- отвод государственного служащего;
- самоотвод государственного служащего;
- изменение положения служащего по должности или службе, в том числе отстранение его от исполнения возложенных по службе или должности обязанностей;
- отказ от денежной, имущественной или иной выгоды, которая выступает причиной конфликтной ситуации на службе.
Ответственность за неурегулирование конфликта интересов на гражданской государственной службе
Кроме непосредственных инструментов предотвращения или пресечения ситуации, в которой государственный служащий реализует свои обязанности в угоду личным интересам, законом предусматривается ответственность для служащего, который не реализовал обязанности по предотвращению конфликта интересов.
Так, если лицо, замещающее должность государственной службы, не принимает надлежащие меры по урегулированию конфликта интересов, его поведение рассматривается как правонарушение. Такое правонарушение в соответствии с действующим федеральным законодательством влечет для служащего увольнение со службы. Названная санкция обусловлена тем обстоятельством, что реализация служебных обязанностей в противоречии с законом и задачами публичного управления потенциально способна нанести вред интересам конкретного гражданина, конкретной организации, общества в целом, публично-правового образования – от муниципалитета до Федерации.
Кроме того, в зависимости от конкретных обстоятельств совершения правонарушения за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов к служащему могут быть применены, кроме увольнения в связи с утратой доверия, иные меры ответственности дисциплинарного характера, в том числе:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном соответствии служащего занимаемой должности.
Как и в любом случае применения юридической ответственности, при решении вопроса о привлечении лица, замещающего должность государственной службы, к ответственности дисциплинарного характера должны учитываться:
- характер реализованного им коррупционного правонарушения;
- тяжесть реализованного им коррупционного правонарушения;
- обстоятельства совершения правонарушения;
- соблюдение служащим иных ограничений и запретов, предусмотренных специальным федеральным законодательством о государственной службы;
- итоги реализации предшествующей служебной деятельности.