Комплексный подход к развитию муниципальных образований – это такая реализация муниципальной политики, которая обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие муниципального образования в социально-экономическом плане.
Сущность комплексного развития муниципальных образований
Современная политика управления российским государством направлена на перераспределение ответственности от центра к региональным и местным властям с целью максимально эффективного решения проблем отдельных территорий.
Основой развития территорий при этом выступает комплексный подход, задача которого состоит в обеспечении гармоничности и всесторонности развития муниципального образования с учетом местных традиций и специфики территории.
Принцип комплексного развития применялся по отношению к территориям и в советское время, когда усилия были направлены на оптимизацию хозяйственной структуры республик и регионов за счет их специализации и интеграции. Даже в условиях командной экономики признавалась необходимость гармоничного развития различных подсистем регионального управления. Российское время характеризуется углублением этого принципа до местного самоуправления.
Органы муниципального управления в соответствии с российским законодательством наделяются полномочиями, подразумевающими разработку, принятие и организацию исполнения программ и планов развития муниципального образования на основе комплексного подхода. При этом в законодательстве отсутствует развернутое понятие комплексного подхода к развитию муниципальных образований. В связи с этим учеными предлагается собственные формулировки содержания данного понятия.
Например, П.С. Большаков под комплексным развитием муниципальных образований понимает совокупность мероприятий, направленных на формирование территории, инфраструктуры и капитальных объектов, которые осуществляются различными субъектами с целью качественного преобразования муниципальных образований для наилучшего эффективного функционирования.
П.В. Исаев, В.А. Лапин и другие характеризуют комплексный подход к развитию муниципальных образований как управляемый процесс изменений в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования и его населения, наносящие минимальный ущерб природный базе и обеспечивающие максимальное удовлетворение потребностей граждан и государства в территориальном развитии.
По мнению А.Н. Герасимова, комплексное развитие муниципального образования подразумевает масштаб воздействия различных мероприятий на развитие муниципального образования в социально-экономическом плане. При этом не подразумевается необходимость охвата каждым мероприятием всего комплекса развития муниципального образования, скорее речь идет о необходимости ключевого значения этих мероприятий в решении вопросов, имеющих местную значимость.
Муниципальное управление комплексным развитием территорий
Комплексный подход к развитию муниципальных образований подразумевает организацию управляемого процесса изменения состояния муниципального образования. В этом смысле речь идет о комплексе программ развития территории муниципального образования, находящемся в согласованном и взаимосвязанным состоянии по таким показателям как ресурсная база, сроки и приоритеты.
Управление комплексным подходом к развитию муниципальных образований возложено на органы муниципального управления. Именно эти органы осуществляют от лица муниципального образования правоотношения, регулируемые гражданским законодательством.
В соответствии с законодательством органы муниципального управления, представляющие интересы муниципального образования, выступают субъектами рыночных отношений.
Исходя из основного требования рынка к использованию ресурсов, муниципальные власти должны стремиться к максимально эффективному применению имеющихся в распоряжении муниципального образования ресурсов с целью обеспечения максимального удовлетворения потребностей местного населения в развитии муниципального образования.
Муниципальное управление комплексным подходом к развитию муниципального образования – это управление согласованными проектами и программами развития в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования.
Муниципальное управление комплексным подходом к развитию муниципального образования может осуществляться в двух направлениях:
- во-первых, при наличии четких границ управленческого цикла развития муниципального образования управление этим процессом делится на период разработки программ комплексного развития муниципального образования и период их реализации;
- во-вторых, при сложности установления четких границ цикла управления развитием муниципального образования это управление рассматривается в виде совокупности самостоятельных процессов управления по разработке программ и процессу их реализации. В этом случае требуется жесткая система мер, направленных на стыковку результатов этих процессов.
Процесс разработки программ комплексного развития муниципальных образований включает в себя следующие этапы:
- осуществление сбора и обработки исходной информации;
- постановка цели комплексного развития муниципального образования;
- разработка стратегических установок и критериев оценки развития муниципального образования;
- оценка ресурсной базы и потенциала развития муниципального образования;
- выработка концепции развития муниципального образования в социально-экономическом плане;
- выработка и принятие программ развития муниципального образования в социально-экономическом плане.
Процесс реализации программ развития муниципального образования рассматривается в разрезе следующих этапов:
- во-первых, осуществление разработки и принятия муниципального бюджета развития;
- во-вторых, исполнение принятого бюджета согласно программе развития муниципального образования в социально-экономическом плане;
- в-третьих, осуществление контрольных мероприятий и корректировок программ концепции развития муниципального образования.