Коммуникативные модели взаимодействия партнеров – это способы организации взаимодействия партнеров, направленные на решение какой-либо проблемы.
Сущность и значение коммуникативных моделей взаимодействия партнеров
Коммуникативные модели взаимодействия партнеров имеют как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение этих моделей выражается в возможности исследования процесса коммуникации, выработки его основных приемов и способов достижения цели. Практическое значение коммуникативных моделей выражается в возможности применения разработанных на основе теории способов и приемов взаимодействия для решения конкретной проблемы.
Коммуникация партнеров – это многосторонний процесс обмена информацией с целью решения определенной проблемы и достижения договоренности. В таком виде коммуникации рассматриваются партнерами, одинаково ориентированными на достижение определенного результата. Взаимодействие партнеров в рамках такой коммуникации носит объективный и эффективный характер.
В разные периоды времени разрабатывались различные модели коммуникации партнеров, к числу наиболее распространенных моделей относятся:
- во-первых, авторитарная модель, в основе которой находится жесткий административный контроль над информацией;
- во-вторых, двусторонняя асимметричная модель, предполагающая наличие обратной связи при сохранении власти коммуникатора над коммуникацией, обеспечивающей формирование асимметрии определенного рода;
- в-третьих, двусторонняя симметричная модель, формируемая за счет сбалансированности отношений партнеров по взаимодействию;
- в-четвертых, неоклассическая модель, в основе которой находится когнитивная модель субъектно-объектных отношений;
- в-пятых, постнеоклассическая модель, исключающая объективность в партнерском взаимодействии.
Коммуникативные модели взаимодействия партнеров во многом определяется целью коммуникации, которую ставит перед собой каждый из партнеров. Совпадение целей коммуникации партнеров обеспечивает эффективность коммуникационного взаимодействия.
Характеристики отдельных коммуникативных моделей взаимодействия партнеров
Во всей совокупности моделей коммуникативного взаимодействия партнеров можно выделить ряд моделей симметричного характера, которые можно обозначить как:
- во-первых, модель «сотрудничество – сотрудничество»;
- во-вторых, модель «соперничество – соперничество»;
- в-третьих, модель «вражда – вражда».
Помимо этого существуют несимметричные коммуникативные модели взаимодействия партнеров, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, модель «сотрудничество – соперничество»;
- во-вторых, модель «соперничество – вражда»;
- в-третьих, модель «вражда – сотрудничество».
Первая симметричная модель «сотрудничество – сотрудничество» в своей основе имеет доверительные отношения между взаимодействующими партнерами. Партнер, к которому субъекты испытывают доверие, может рассчитывать на безвозмездное оказание услуги, денежный займ, обусловленные пониманием того, что он все вернет или возместит. В рамках ресурсного подхода доверие понимается как совокупность настроений и представлений субъекта, которые отражают его ожидания относительно сохранения своих ресурсов или их увеличения за счет реализации некоторых функций, и проявления готовности субъекта делегировать другому субъекту реализацию этих функций. В основе такого доверия находится опыт предыдущих успешных отношений, анализ прошлых актов стратегии действий партнеров, иных характеристик.
Для современных рыночных отношений наиболее адекватной и приемлемой является модель симметричной коммуникации «соперничество – соперничество». Эта коммуникация отражает конкурентную среду, позволяющую получать дивиденды от эффективности взаимодействия в целом или отдельных его элементов.
В основе коммуникации вражды находится применение различных приемов и технологий, к числу которых можно отнести:
- во-первых, наличие в арсенале партнеров предлогов и причин для обвинения оппонентов в определенных поступках, просчетах, которые можно актуализировать в любой момент взаимодействия;
- во-вторых, оперативное предъявление обвинений. Первый из партнеров, применяющий обвинение по отношению к оппоненту выступает в качестве претендента на доминирующую позицию во взаимодействии. Даже при условии абсурдности обвинений первая эмоциональная волна негодования может отрицательно сказаться на тактике оппонента;
- в-третьих, наложение санкций. Этот прием предполагает ущемление позиции оппонента за счет жесткого следования условиям договоренности, исключающим возможность договора по спорной позиции в связи с объективными условиями и нарушениями изначальных договоренностей;
- в-четвертых, создание оппонентом всевозможных проблем в различных сферах жизнедеятельности. Такой прием обеспечивает отвлечение внимания оппонента от главной проблемы, исключающей возможность его полноценного участия во взаимодействии за счет решения сторонних проблем;
- в-пятых, нахождение союзников, свидетелей и соучастников, обеспечивающих публичное наказание оппонента посредством разрушения его деловой или иной репутации;
- в-шестых, оперативное создание в обществе негативных образов оппонента за счет использования средств массовой коммуникации, системы отзывов и иных способов воздействия на деловую репутацию.
Использование ассиметричных моделей коммуникации характерно для тех ситуаций, когда партнеры не имеют равнозначного статуса в процессе взаимодействия. Эти модели коммуникации носят деструктивный характер, поскольку в любом случае ориентированы на ущемление интересов той или иной стороны взаимодействия.
Применение ассиметричных коммуникационных моделей обусловлено вовлечением в процесс коммуникации личностно-ориентированных аспектов. Успешность же коммуникационного процесса во многом зависит от объективности подхода к его организации. Каждый из партнеров должен понимать необходимость получения выгоды от взаимодействия всеми участниками этого взаимодействия.