Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникативные модели взаимодействия партнеров

Определение 1

Коммуникативные модели взаимодействия партнеров – это способы организации взаимодействия партнеров, направленные на решение какой-либо проблемы.

Сущность и значение коммуникативных моделей взаимодействия партнеров

Коммуникативные модели взаимодействия партнеров имеют как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение этих моделей выражается в возможности исследования процесса коммуникации, выработки его основных приемов и способов достижения цели. Практическое значение коммуникативных моделей выражается в возможности применения разработанных на основе теории способов и приемов взаимодействия для решения конкретной проблемы.

Коммуникация партнеров – это многосторонний процесс обмена информацией с целью решения определенной проблемы и достижения договоренности. В таком виде коммуникации рассматриваются партнерами, одинаково ориентированными на достижение определенного результата. Взаимодействие партнеров в рамках такой коммуникации носит объективный и эффективный характер.

В разные периоды времени разрабатывались различные модели коммуникации партнеров, к числу наиболее распространенных моделей относятся:

  • во-первых, авторитарная модель, в основе которой находится жесткий административный контроль над информацией;
  • во-вторых, двусторонняя асимметричная модель, предполагающая наличие обратной связи при сохранении власти коммуникатора над коммуникацией, обеспечивающей формирование асимметрии определенного рода;
  • в-третьих, двусторонняя симметричная модель, формируемая за счет сбалансированности отношений партнеров по взаимодействию;
  • в-четвертых, неоклассическая модель, в основе которой находится когнитивная модель субъектно-объектных отношений;
  • в-пятых, постнеоклассическая модель, исключающая объективность в партнерском взаимодействии.

Коммуникативные модели взаимодействия партнеров во многом определяется целью коммуникации, которую ставит перед собой каждый из партнеров. Совпадение целей коммуникации партнеров обеспечивает эффективность коммуникационного взаимодействия.

«Коммуникативные модели взаимодействия партнеров» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристики отдельных коммуникативных моделей взаимодействия партнеров

Во всей совокупности моделей коммуникативного взаимодействия партнеров можно выделить ряд моделей симметричного характера, которые можно обозначить как:

  • во-первых, модель «сотрудничество – сотрудничество»;
  • во-вторых, модель «соперничество – соперничество»;
  • в-третьих, модель «вражда – вражда».

Помимо этого существуют несимметричные коммуникативные модели взаимодействия партнеров, к числу которых относятся следующие:

  • во-первых, модель «сотрудничество – соперничество»;
  • во-вторых, модель «соперничество – вражда»;
  • в-третьих, модель «вражда – сотрудничество».

Первая симметричная модель «сотрудничество – сотрудничество» в своей основе имеет доверительные отношения между взаимодействующими партнерами. Партнер, к которому субъекты испытывают доверие, может рассчитывать на безвозмездное оказание услуги, денежный займ, обусловленные пониманием того, что он все вернет или возместит. В рамках ресурсного подхода доверие понимается как совокупность настроений и представлений субъекта, которые отражают его ожидания относительно сохранения своих ресурсов или их увеличения за счет реализации некоторых функций, и проявления готовности субъекта делегировать другому субъекту реализацию этих функций. В основе такого доверия находится опыт предыдущих успешных отношений, анализ прошлых актов стратегии действий партнеров, иных характеристик.

Для современных рыночных отношений наиболее адекватной и приемлемой является модель симметричной коммуникации «соперничество – соперничество». Эта коммуникация отражает конкурентную среду, позволяющую получать дивиденды от эффективности взаимодействия в целом или отдельных его элементов.

В основе коммуникации вражды находится применение различных приемов и технологий, к числу которых можно отнести:

  • во-первых, наличие в арсенале партнеров предлогов и причин для обвинения оппонентов в определенных поступках, просчетах, которые можно актуализировать в любой момент взаимодействия;
  • во-вторых, оперативное предъявление обвинений. Первый из партнеров, применяющий обвинение по отношению к оппоненту выступает в качестве претендента на доминирующую позицию во взаимодействии. Даже при условии абсурдности обвинений первая эмоциональная волна негодования может отрицательно сказаться на тактике оппонента;
  • в-третьих, наложение санкций. Этот прием предполагает ущемление позиции оппонента за счет жесткого следования условиям договоренности, исключающим возможность договора по спорной позиции в связи с объективными условиями и нарушениями изначальных договоренностей;
  • в-четвертых, создание оппонентом всевозможных проблем в различных сферах жизнедеятельности. Такой прием обеспечивает отвлечение внимания оппонента от главной проблемы, исключающей возможность его полноценного участия во взаимодействии за счет решения сторонних проблем;
  • в-пятых, нахождение союзников, свидетелей и соучастников, обеспечивающих публичное наказание оппонента посредством разрушения его деловой или иной репутации;
  • в-шестых, оперативное создание в обществе негативных образов оппонента за счет использования средств массовой коммуникации, системы отзывов и иных способов воздействия на деловую репутацию.

Использование ассиметричных моделей коммуникации характерно для тех ситуаций, когда партнеры не имеют равнозначного статуса в процессе взаимодействия. Эти модели коммуникации носят деструктивный характер, поскольку в любом случае ориентированы на ущемление интересов той или иной стороны взаимодействия.

Применение ассиметричных коммуникационных моделей обусловлено вовлечением в процесс коммуникации личностно-ориентированных аспектов. Успешность же коммуникационного процесса во многом зависит от объективности подхода к его организации. Каждый из партнеров должен понимать необходимость получения выгоды от взаимодействия всеми участниками этого взаимодействия.

Дата последнего обновления статьи: 20.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot