Коммуникации в государственных и муниципальных организациях – это система деловых взаимоотношений государственных и муниципальных организаций на внутреннем и внешнем уровне, реализуемая с целью обеспечения их эффективного функционирования.
Сущность и классификация коммуникаций в государственных и муниципальных организациях
Государственные и муниципальные организации осуществляют взаимодействие как с внешним миром, так и внутри своих обособленных систем.
В связи с этим всю совокупность коммуникаций государственных и муниципальных организаций можно разделить на две группы:
- внутренние коммуникации;
- внешние коммуникации.
Внутренние коммуникации представляет собой совокупность деловых отношений, осуществляемых между:
- подразделениями государственных и муниципальных организаций;
- руководителями государственных и муниципальных организаций;
- руководителями государственных муниципальных организаций и их подчиненными;
- коллегами.
Коммуникации, которые установились в системе государственных и муниципальных предприятий между их отдельными структурными подразделениями, являются отражением горизонтального и вертикального типа взаимосвязей этих подразделений, степени их участия в выполнении общих задач и достижении общих целей. Организация функциональной взаимосвязи различных подразделений реализуется через систему алгоритмов взаимодействия, детально описывающих роль каждого отдельного подразделения в реализации определенных функций. Нормы осуществления коммуникаций структурных подразделений государственных и муниципальных организаций регламентируются локальной документацией (к примеру, регламенты, положения о тех или иных службах и так же далее).
Коммуникация, сформировавшаяся между руководителями, не является характеристикой вовлеченности этих руководителей государственных и муниципальных организаций и их структурных подразделений в осуществлении совместной административной деятельности. Руководители играют особую роль в системе коммуникаций государственных и муниципальных организаций, поскольку несут ответственность не только за себя, но из-за действия своих подчиненных. Порядок взаимодействия руководителей различных структурных подразделений имеет частичную формальную регламентацию, а также регламентацию неформальную.
Система коммуникаций руководителей государственных и муниципальных организаций и их подчиненных строится на регламентации со стороны разнообразных нормативных документов, которые включают в себя должностные инструкции работников государственных и муниципальных предприятий, положения о структурных подразделениях, законодательство.
Формами внутренних коммуникаций являются:
- совещания;
- телефонные переговоры;
- факсы;
- электронные письма;
- документооборот;
- личные встречи.
Внешние коммуникации государственных и муниципальных организаций представляет собой взаимодействие между:
- государственными и муниципальными организациями и органами государственного и муниципального управления;
- государственными и муниципальными организациями и иными хозяйствующими субъектами;
- государственными и муниципальными организациями и населением;
- государственными и муниципальными организациями и средствами массовой информации.
Основные правила осуществления внутренних коммуникаций в государственных и муниципальных организациях
Коммуникации в государственных и муниципальных организациях следует организовывать в соответствии с основными правилами, к числу которых относятся следующие:
- запрет на требование от коллег особого отношения или привилегий по отношению к конкретному работнику;
- отказ от стремления к четкому разделению прав и ответственности при выполнении общей работы;
- самостоятельное отграничение своих ответственности и обязанностей от остального персонала даже при условии, если этого не делает руководитель государственной или муниципальной организации;
- выступление от имени всего отдела при организации взаимодействия с другими отделами;
- избавление от предвзятости по отношению к коллегам;
- дружелюбие и демонстрация доброго отношения с помощью различных приемов и средств;
- отказ от дачи невыполнимых обещаний;
- стремление слышать не только себя, но и других сотрудников;
- выражение симпатии к другим субъектам коммуникации;
- уважение личности в сотрудниках.
Соблюдение указанных правил при взаимодействии сотрудников друг с другом обеспечивает достижение поставленных целей и повышение результативности функционирования организации.
Принципиальные основы осуществления внешних коммуникаций государственных и муниципальных организаций
Коммуникации государственных и муниципальных предприятий внешнего характера становятся успешными при условии соблюдения определенных принципов их реализации. К числу таких принципов относятся следующие:
- во-первых, наличие цели в виде итогов предполагаемого общения до начала коммуникации. Такой подход обеспечивает контроль процесса коммуникации и определяет степень достижения запланированных результатов;
- во-вторых, проявление внимательности к реакции субъектов коммуникации, позволяющее своевременно отслеживать реакцию и корректировать дальнейшее взаимодействие;
- в-третьих, проявление гибкости, выражающееся в готовности менять собственное поведение в процессе коммуникаций. Такой подход обеспечивает применение аргументов, способных оказывать влияние на решения субъектов коммуникации.
При формировании коммуникации следует учитывать наличие возможных барьеров, выражающихся во вложении различного смысла в одни и те же слова, наличии слабых обратных связей, большой информационной перегрузке и так далее.