Региональный рынок – это рынок отдельной региональной территории, состояние которого определяется специфическими географическими, природно-климатическими, демографическими, экономическими, экологическими и иными социально значимыми характеристиками региональной территории, выражающееся в соотношении спроса и предложения на потребительском и трудовом рынках, в конъюнктуре рынка и пр.
Специфика региональных рынков
В самом общем виде региональные рынки могут быть определены как территориально обусловленные, сложные, открытые системы экономических отношений, посредством которых осуществляется взаимодействие между представителями спроса и предложения и обеспечивается оборот материальных, финансовых и иных потоков на региональной территории и за ее пределами.
Ввиду значительной протяженности территории России и, соответственно, разницы в географическом, природно-климатическом, ресурсном, социальном, экологическом, демографическом состоянии региональных территорий, ее образующих, экономические системы и рынки региональных территорий существенно отличаются друг от друга. Такие различия должны учитываться при разработке стратегических и программных документов социально-экономического развития государства и отдельных территорий.
При этом необходимо отметить, что эффективное развитие рынка региональных территорий выступает необходимым фактором социально-экономического роста и повышения уровня благосостояния населения страны.
Региональные территории могут обеспечивать благосостояние собственного населения и развитие экономики только в случае их активного включения в территориальное разделение труда, развития эффективных торгово-экономических связей с партнерами внутри региональной территории, на других региональных территориях и на международном рынке. На решение указанных задач направлены формирование и развитие региональных систем, представляющих собой региональные рынки.
Развитие региональных рынков осуществляется за счет возникновения новых форм рыночных отношений. Сегодня на региональных территориях формируются потребительские рынки, рынки средств производства, информационные и иные виды рынков. Это обусловлено тем, что у экономических субъектов региональных систем расширяется спектр потребностей, куда входят как общерыночные услуги, так и специфические, например, торгово-посреднические, внешнеэкономические, информационные, финансовые и пр.
Таким образом, сегодня на региональной территории формируется система региональных рынков, которые обслуживают интересы различных экономических субъектов. Для эффективного социально-экономического развития региональной территории требуются торгово-складские помещения, информационные сети, посреднические организации, эффективные инструменты проведения денежных расчетов и пр.
Недостаточное развитие региональных рынков их инфраструктуры ведет к тому, что отдельные региональные территории переживают спад предпринимательской активности, застой производства и, как следствие, низкий уровень благосостояния населения.
Региональные рынки отдельной территории находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи между собой и с внешними партнерами. При этом регулирование такого взаимодействия осуществляется посредством:
- функционирования законов свободного рынка;
- вмешательства государства в лице федеральных и региональных органов в экономические отношения посредством регулирования отдельных их аспектов.
Поскольку региональные рынки относятся к открытым системам, они претерпевают влияние как внутренних, так и внешних факторов. Внешняя среда оказывает решающее влияние на функционирование региональных рынков:
- внешняя среда обеспечивает региональные рынки материальными, трудовыми и иными необходимыми для функционирования ресурсами;
- внешняя среда становится средой для реализации продуктов региональных рынков.
Классификация региональных рынков по виду продукта
Региональные рынки – это сложные системы, которые могут быть классифицированы по различным основаниям. В качестве одного из наиболее важных критериев классификации региональных рынков можно выделить виды реализуемого продукта – товара, работы или услуги. На основании указанного критерия региональные рынки можно разделить на следующие виды:
- Потребительский рынок.
Инвестиционный рынок, который, в свою очередь, делится на:
- рынок средств производства;
- рынок земельных ресурсов;
- рынок труда и пр.;
- финансовый рынок, который включает:
- рынок ценных бумаг;
- ипотечный рынок;
- кредитный рынок и пр.
Рынок недвижимости.
- Информационный рынок и др.
Классификация региональных рынков по потенциалу
Отечественная практика управления социально-экономическим развитием государства ориентирована на развитие экономических систем региональных территорий, формирование так называемых точек роста за счет реализации потенциала региональных территорий.
При этом эффективность социально-экономического развития региональных территорий связывается с эффективностью исследования экономик таких территорий, выявления их специфических характеристик, прежде всего конкурентных преимуществ, реализация которых способна обеспечить прогрессивный социально-экономический рост.
Исходя из экономического потенциала региональных территорий региональные рынки делят на следующие виды:
- промышленно ориентированные региональные рынки;
- региональные рынки, опосредующие смешанный тип производства;
- региональные рынки, ориентированные на сельскохозяйственное производство.
Иные классификации региональных рынков
Для решения разнообразных экономических, социальных и иных задач в теории разработаны различные классификации региональных рынков. Так, в частности по субъектному составу региональные рынки делятся на следующие виды:
- рынки потребителей;
- рынки производителей; посреднические рынке;
- рынки государственных организаций и др.
Исходя из предмета экономических отношений региональные рынки делятся на:
- рынки, связанные с удовлетворением потребностей населения;
- рынки, опосредующие оборот материально-вещественных потоков;
- рынки, опосредующие формирование информационных, трудовых, финансовых и иных ресурсов.