Федеральное казначейство – это исполнительный орган власти федерального уровня, осуществляющий контрольно-надзорные и правоприменительные функции в рамках финансово-бюджетной сферы.
Понятие и назначение казначейства
Федеральное казначейство в соответствии с законодательством выступает в качестве федерального органа исполнительного характера, реализующего правоприменительные функции, направленные на обеспечение исполнения федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов российской бюджетной системы, предварительный и текущий контроль ведения операций со средствами бюджетной системы, их главными распорядителями, распорядителями и получателями.
На Федеральное казначейство возлагается обязанность в границах своей компетенции издавать индивидуальные правовые акты во исполнение и на основании российской Конституции, федеральных конституционных законов, собственно федеральных законов, президентских и правительственных актов, нормативно-правовых актов Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральное казначейство не имеет права осуществлять нормативно-правовое регулирование установленной сферы деятельности за исключением тех случаев, которые прямо установлены федеральным законодательством, президентскими указами и правительственными постановлениями.
На Федеральное казначейство возложена обязанность управления федеральным имуществом, которое необходимо ему для исполнения его функциональной нагрузки в установленной сфере деятельности.
Федеральное казначейство призвано обеспечивать решение следующих основных задач:
- во-первых, организовывать, осуществлять и контролировать исполнение бюджетов разных уровней, управлять доходами и расходами на счетах казначейства в банках, соблюдая принцип единства кассы;
- во-вторых, регулировать финансовые отношения между бюджетами, государственными внебюджетными фондами, организовывать финансовое исполнение фондов, контролировать поступление и использование внебюджетных средств;
- в-третьих, осуществлять краткосрочное прогнозирование объемом государственных финансовых ресурсов, оперативно управлять этими ресурсами в пределах установленных государственных расходов;
- в-четвертых, собирать, обрабатывать и анализировать сведения относительно состояния государственных фондов, представлять высшим законодательным и исполнительным органам власти отчетность относительно финансовых операций, государственных внебюджетных фондов, состояния бюджетной системы;
- в-пятых, управлять и обслуживать совместно с Центральным банком и иными уполномоченными банками государственный внешний и внутренний долг;
- в-шестых, разрабатывать инструктивные материалы относительно порядка ведения учетных операций по вопросам, отнесенные к компетенции Федерального казначейства.
Характеристика организационной структуры казначейства
Федеральное казначейство включает в себя систему органов, представляющих единую централизованную систему, в основе построения которой находится принцип иерархической и многоуровневой организации, закрепляющей за каждым уровнем определенные задачи, функциональную нагрузку и специфику.
Федеральное казначейство имеет трехуровневую организационную структуру, в состав которой входят:
- первый или федеральный уровень казначейства, представленный Главным управлением Федерального казначейства, выступающим в качестве органа управления всей системой казначейства и находящимся во главе всех нижестоящих территориальных органов казначейства. Назначение начальника этого управления и его освобождение от должности осуществляется Правительством России в соответствии с представлением Министра финансов Российской Федерации;
- второй или региональный уровень, представленный территориальными управлениями Федерального казначейства, действующими в республиках, краях, областях, автономных округах, городах федерального значения. Назначение руководителей территориальных управлений Федерального казначейства и освобождение их от должности осуществляется Министром финансов в соответствии с представлением начальника Главного управления Федерального казначейства;
- третий или локальный уровень казначейства представлен территориальными отделениями Федерального казначейства на местах в разрезе городов, районов и иных территориальных единиц. Руководство этих органов назначается и освобождается от должности начальниками вышестоящих органов регионального уровня.
Центральный аппарат Федерального казначейства включает в себя структурные подразделения, представленные Управлениями по основным направлениям деятельности, в свою очередь разделенными на отделы.
На Управления центрального аппарата Федерального казначейства возложено обеспечение его деятельности и осуществление своих полномочий и функции в соответствии с Регламентом Федерального казначейства, иными локальными нормативными актами.
Руководство центральным аппаратом Федерального казначейства возложено на его руководителя и заместители этого руководителя. Штатное расписание и структуру центрального аппарата Федерального казначейства утверждает руководитель в соответствии с фондом оплаты труда и численностью работников, которые установлены российским Правительством.
Руководитель центрального аппарата Федерального казначейства отвечает за организацию его работы и несет персональную ответственность за выполнение своей функциональной нагрузки. Также на него возложены обязанности издания приказов по вопросам, отнесенным к компетенции казначейства, организация действия казначейства на основании и во исполнение российского законодательства, подписания от имени казначейства договоров и иных документов гражданско-правового характера. На заместителей руководителя возложены организация и координация реализации функций казначейства.