Содержание кадровой политики в муниципальной службе
Кадровая политика в муниципальной службе – это целенаправленная управленческая деятельность, которая призвана организовать формирование в муниципальных органах и учреждениях трудового коллектива, обеспечивающего эффективную реализацию муниципальными органами и учреждениями возложенных на них функций, а также воспроизводство кадровых ресурсов.
Кадровая политика формирования кадрового состава муниципальной службы всегда строится в соответствии с принципами осуществления муниципальной службы. В содержание кадровой политики муниципальной службы могут быть включены следующие направления управления кадровыми ресурсами на базе муниципальных органов и учреждений:
- исследование фактического состояния трудовых ресурсов на территории муниципалитета и кадрового потенциала муниципальной службы в частности;
- определение цели и постановка задач в области развития кадрового потенциала муниципальных органов и учреждений;
- определение субъектов реализации кадровой политики муниципального образования и выделение объектов управления такой политики.
- установление взаимосвязи субъектов и объектов посредством разработки и утверждения кадровой политики, в частности, стратегии развития кадровых ресурсов и принципов регулирования кадровой деятельности в муниципалитете.
Анализ кадрового состава органов управления муниципалитетом на примере города Тюмени позволяет прийти к следующим выводам:
- численность руководящего состава, в том числе начальников отдела остается неизменным на протяжении последних трех лет, при этом увеличивается состав ведущих специалистов и специалистов первой категории, отвечающих за непосредственное исполнение функций управления, возложенных на конкретный орган;
- муниципальные служащие в возрасте от тридцати до сорока лет образуют руководящий состав, руководители высшей категории – это лица, достигшие возраста пятидесяти лет и старше, в состав ведущих специалистов преимущественно входят лица до тридцати лет.
При этом не все представители руководящего состава имеют профильное высшее образование, большинство сотрудников городских органов управления муниципалитета имеют высшее образование, остальные – средние.
Задачи кадровой политики в муниципальной службе
Кадровая политика в системе муниципального управления направлена на организацию благоприятной кадровой среды, где эффективно используется кадровый потенциал каждого служащего, активно развиваются его личные и профессиональные качества, что позволяет, в свою очередь, эффективно реализовывать функции управления, возложенные на соответствующие органы и учреждения. Указанное обуславливает значимость кадровой политики для эффективной организации управленческого процесса на территории муниципалитета, поэтому сегодня организация активной кадровой политики – это важнейшее направление деятельности органов муниципального управления.
Итак, в самом общем виде, основной целью разработки и утверждения кадровой политики является организация формирования кадрового состава и организации его перманентного совершенствования. Достижение названной цели позволяет обеспечить реализацию возложенных на органы муниципального управления задач. Перманентное повышение уровня и профессионализма и компетентности служащих позволяет решить задачи управления наиболее эффективно. Для достижения поставленной цели кадровая политика должна обеспечивать решение следующих задач:
- разработка и утверждение базы актов местного нормотворчества, направленных на регулирование служебных и трудовых правоотношений в органах муниципального образования;
- организация кадрового состава, необходимого и достаточного для эффективного замещения должностей в органах и учреждениях муниципального управления, в том числе посредством проверки профессионализма служащих и их личностных характеристик;
- эффективная организация документооборота по оформлению служебно-трудовых отношений;
- консультирование муниципальных служащих по вопросам карьерного роста, совершенствования профессиональных качеств;
- информирование населения по вопросам принятия, нахождения и выхода на пенсию с муниципальной службы и пр.
Кадровая политика в муниципальной службе на примере города Тюмени
Главные направления кадровой политики определены в специальном законодательстве, регулирующем вопросы муниципальной службы. К таким направлениям относятся:
- формирование кадрового состава органов муниципального управления посредством привлечения на должности высококвалифицированных специалистов с обязательным учетом профессиональных характеристик и требований к компетентности;
- организация постоянного содействия при продвижении служащих по карьерной лестнице;
- организация подготовки претендентов на должности муниципальной службы и обеспечения получения дополнительного профессионального образования лицами, которые уже замещают должности муниципальной службы;
- формирование резерва для должностей муниципальной службы и эффективное использование кадрового резерва;
- организация периодического анализа итогов деятельности муниципальных служащих посредством аттестации;
- использование иных современные технологий кадрового отбора при поступлении на службу и при прохождении службы.
Организация управления трудовыми ресурсами в органах муниципального управления города Тюмени строится на разработанной и утвержденной высшим органом муниципального управления кадровой политике.
Содержание кадровой политики закреплено в положении, регулирующем замещение вакантных должностей муниципальной службы, и положениями, регулирующими вопросы регулярной аттестация профессиональных качеств служащих, а также вопросы предоставления им возможности усовершенствование своих профессиональных навыков.
Кроме того, в открытом доступе находятся документы, которые необходимо заполнить для того чтобы претендовать на должность муниципальной службы, в частности, это анкета претендента, заявление для участия в конкурсе на замещение должности, а также перечень документов, которые должны быть представлены для участия в конкурсе.