Управленческие учения – это научные концепции, рассматривающие факторы, принципы и методы управления объектами, процессами, системами.
Стадии развития управленческих учений
Эволюцию теории и практики управления можно условно разделить на следующие стадии:
Древний период (9000-7000 лет до н. э. – XVIII в.). Данный этап развития управленческих учений характеризуется аккумулированием управленческого опыта, который, в свою очередь, базировался на организации совместного труда в первобытном обществе, когда управление осуществлялось членами общины. С развитием государственности и усложнением общественных отношений начали формироваться принципы управленческой деятельности в древнем мире, в том числе:
- необходимость планирования управления, его организации и осуществления контроля над выполнением решений;
- обязательность исполнения решений и др.
Дальнейшее усложнение общественных отношений и развитие государства предопределили и дальнейшее развитие управленческих учений, в частности решение таких вопросов управления, как контроль наличествующих запасов, учет издержек, делегирование полномочий, требования к руководящим лицам и др.
Индустриальный период (конец XVIII – конец XIX вв.). Данный этап исторического развития управленческих учений характеризуется становлением научной основы управления. Развитие управленческих решений в указанный период связывается с научными исследованиями А. Смита, Р. Оуэна и др. А. Смит исследовал разные формы разделения труда и обязанности государства, Р. Оуэн исследовал вопросы обучения работников, улучшения условий их трудовой деятельности. В рассматриваемый период происходит качественное изменение экономических отношений: ручной труд сменяется фабричным производством.
- Систематизационный период (конец XIX – середина XX вв.). В этот период учения об управлении постоянно развиваются, складываются новые направления, течения и школы, меняется и научный аппарат. В промышленном производстве стран с развитой экономикой в данный период происходят существенные сдвиги, возрастают масштабы концентрации, возникают крупные предприятия, численность работников которых превышает десятки тысяч, на них используется дорогостоящее оборудование и реализуются усложненные технологические процессы на основе последних научных достижений. Такое усложнение производственных процессов, в свою очередь, вызвало потребность изменения управления.
- Информационный период (середина XX в. – наши дни). В данный период формируется количественная школа управления, базирующаяся на использовании компьютерных технологий, применении математических методов в управленческой теории. В этот же период начинают складываться идеи системной теории, предполагающие взаимодействие и взаимозависимость внешней и внутренней среды предприятия, а также зависимость решений в одной сфере от других сфер, что требует системного подхода к решению управленческих задач. Сегодня также развивается ситуационный подход, который заключается в том, что методы, принципы, стили системы управления должны корректироваться исходя из сложившейся ситуации.
Общая характеристика развития управленческих учений в период индустриализации
Теория управления или менеджмент в его современном понимании возникает в период промышленной революции в XIX в., когда растет число производств, увеличивается количество работников, а собственники вынуждены искать новые инструменты контроля деятельности собственных предприятий. Это и актуализирует необходимость поиска методов и способов управления и самих руководителей, которые смогли бы эффективно представлять интересы собственника на предприятии.
Данная стадия развития управленческих учений характеризуется заменой ручного труда фабричным производством, которое характеризовалось следующими признаками:
- эта система производства формируется на крупных предприятиях, использующих новые источники энергии. На таких предприятиях расширяется разделение труда и устанавливается полный контроль над производственными процессами;
- в качестве главного принципа организации производства утверждается принцип разделения труда, который предполагает дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, установление специализированных трудовых функций и областей и соответственно специализацию работников и групп в соответствующей сфере;
- замена ручного труда машинным, специализация работников и процессов, а также разделение труда обеспечивает поточность, крупносерийность производства, то есть массовое производство.
Характеристика отдельных управленческих учений периода индустриализации
А. Смит в период индустриализации исследовал разные формы разделения труда и обязанности государства, а также вопросы контроля на предприятии и определение размера оплаты труда.
Т. Джефферсон исследовал возможности взаимозаменяемости на предприятии.
Э. Уитни сформировал базу для организации массового производства машиностроительной отрасли; он исследовал вопросы по исчислению себестоимости контроля качества продукции, взаимозаменяемость частей.
Д. Уатт исследовал вопросы отдельных операций, в частности стандарт их реализации, стандартное время и пр. Кроме того, значительное внимание он уделял вопросам социальной сферы, в частности:
- праздничных дней как времени отдыха для работников;
- премирования работников;
- формирования страховых обществ и др.
Р. Оуэн, используя собственный опыт, внедрил систему ответственности за подготовку работника, социальное обеспечение работника.
Д. Милль исследовал вопросы мотивации работника.
Ч. Бэббидж создал прообраз современной цифровой вычислительной машины, которая в рассматриваемый период использовалась для принятия отдельных управленческих решений.
В рассматриваемый период исследования ученых в отдельных отраслях непосредственно испытывались на практике, что позволяло качественно повлиять на процессы управления и обеспечить дальнейшее теоретическое осмысление и развитие управленческой деятельности.