Государственные закупки - это приобретение услуг, товаров и работ для удовлетворения нужд государства.
Государственные закупки в царской России
Первое историческое упоминание о закупках для нужд России содержится в документе, датированном 1595 годом. Согласно этому документу осуществлялся казенный подряд, подразумевающий заготовления материалов для Смоленской крепости.
Еще одно упоминание о государственных закупках находится в Указе царя Алексея Михайловича 1654 года, согласно которому осуществлялись закупки сухарей и муки, подлежащих доставке в Смоленск. Представители царя торговались с купцами, в отношении хлебного груза были отменены пошлины. То есть можно утверждать, что государством был сформирован определенный заказ, отобраны исполнители, определены условия договора.
Во времена Петра I и его реформ была проведена реформа системы госзакупок. Нужды государства обслуживались созданной в 1715 году Канцелярией подрядных дел. Отличительные особенности государственных закупок того периода являлась публичность и открытость. О госзакупках сообщалось путем вывешивания объявления на городских воротах, с целью ознакомления населения с государственными нуждами. Поставщики информировали о предоставляемых льготах с помощью специальных вывесок на городских воротах. Там же размещалась информация о заключенных контрактах и выполнении этих контрактов.
Выполнение государственного заказа могло осуществляться любым добросовестным человеком. Для подтверждения его ответственности и способности к выполнению заказа требовался поручитель, пользующийся уважением или осуществляющий общественную деятельность. Этот период ознаменовался формированием нормативно-правовой базы системы государственных закупок. Кроме того, Петр I стремился к экономии государственных средств и ввел систему штрафов для государственных служащих, берущих взятки или наносящих ущерб государственной казне при осуществлении государственных закупок.
В период правления страной Анны Иоанновны порядок осуществления государственных закупок изменился. В 1732 году был принят новый регламент Камер-коллегии, в соответствии с которым информация о государственных закупках подлежала троекратной печати в «Русских курантах». Купцам надлежало подтверждать свои предложения в Коллегии. Каждый купец индивидуально сообщал диапазон цены и своих поручителей.
При Анне Иоанновне был отменен процесс «выжимания» скидок, запрещен допуск к торгам без предоставления ставки об отсутствии долгов, установлены требования к качеству товаров по государственным закупкам.
Значимой вехой развития системы государственных закупок выступил Регул провиантского правления, принятый в 1758 году Елизаветой Петровной.
В этот период государственные закупки ориентировались на приобретение товаров у производителей без привлечения перекупщиков. Также документ акцентировал внимание на необходимости рекламы торгов. Информация о закупках печаталась на билетах, размещалась в людных местах, публиковалась в газетах, оглашалась священнослужителями.
Наиболее радикальные меры в сфере регулирования государственных закупок были приняты Екатерины II. Екатерина отнесла осуществление государственных закупок на сумму 10000 рублей в ведение Казенной палаты. При невыгодной сделке Казенная палата обязана было ее исполнить, а убытки взыскать с нерадивых чиновников, заключивших сделку.
Торги проводились после объявления. Претенденты на участие в торгах представляли аттестации из Судебных мест относительно своего состояния, поручителей, отзывы по ранее исполненным контрактам.
Участникам торгов запрещалось общаться друг с другом, чтобы предотвратить демпинг. Предложения подрядчиков фиксировались, победу одержал тот, кто предлагал наивысшее качество при низких ценах.
Павел II ввел применение системы госзакупок по отношению к продуктам и напиткам, приобретаемым для царского двора.
При Александре II система государственных закупок была отлажена до идеального состояния. От участников торгов не требовалось посещение Канцелярии, они отправляли заявки с нарочным.
Проблемой того времени стало неравенство казенных и частных заводов при участии в торгах. Первые получали освобождение от налогов и штрафов.
Государственные закупки в советский период
Революция 1917 года и Гражданская война привели к отказу от государственных закупок. В период НЭПа снова стали проводиться конкурсы, направленные на удовлетворение нужд государства в товарах и услугах. В 1927 году был принят нормативный документ, регулирующий государственные подряды и поставки. В соответствии с этим документом оценка выгодности предложений поставщиков не ограничивалась уровнем цены, при принятии решения учитывали кредитоспособность, надежность, опыт подрядчика. После окончания периода НЭПа государство перешло к централизованной плановой экономике, отказавшись от конкурсных закупок на весь период существования советского государства.
Государственные закупки в современной России
Современный подход к системе государственных закупок в России начал формироваться в 2005 году. В это время была определена сущность государственных нужд и порядок их удовлетворения.
В качестве государственных заказчиков выступают органы государственного управления, органы, осуществляющие управление внебюджетными фондами государства, различные бюджетные учреждения и так далее.
Современное законодательство предусматривает возможность размещения государственных заказов различными способами:
- во-первых, торги в виде конкурса или аукциона, включая его электронную форму;
- во-вторых, без торгов за счет запроса котировок или закупок у единственного исполнителя, поставщика или подрядчика.
Выбор способа осуществляет заказчик.
Главный принцип участия в торгах – это равенство всех участников.
Торги обязательно проводятся в условиях открытости и гласности.
Победителем становится тот, кто предлагает государству наиболее выгодные условия.