Исторические, национальные и социально-демографические особенности муниципальных образований – это специфические характеристики определенных населенных пунктов, которые в соответствии с требованиями российской Конституции необходимо учитывать при построении и функционировании системы муниципального управления.
Необходимость учета исторических, национальных и социально-демографических особенностей муниципальных образований
Российская Конституция требует учета исторический, национальных и социально-демографических характеристик муниципальных образований при организации муниципального управления и его функционировании. Такое требование российской Конституции обусловлено множеством факторов, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, обширность территории российского государства;
- во-вторых, многонациональность российского государства;
- в-третьих, наличие природных и климатических условий существования муниципальных образований;
- в-четвертых, высокий уровень дифференциации муниципальных образований.
Основное назначение муниципальной власти состоит в обеспечении максимального удовлетворения потребностей населения в личных услугах. Степень удовлетворенности местного населения качеством работы органов муниципального управления и должностных лиц во многом определяется готовностью учитывать специфические особенности населения муниципального образования при решении вопросов, имеющих значимость для него.
Характеристика исторических, национальных и социально-демографических особенностей муниципальных образований
Национальные и исторические особенности требуют учета при организации муниципального управления за счет стремления муниципальных образований к сохранению своих границ, защите исторической и социокультурной самобытности. При этом ряд муниципальных образований, наоборот, стремится к сегрегации представителей различных культур и национальностей на своей территории.
Независимо от направленности этих тенденций система муниципального управления вынуждена учитывать национальные и исторические особенности муниципальных образований, а именно - культурные обычаи и традиции, духовные, религиозные и этнические особенности, геополитическое положение муниципального образования, историю развития региона, в состав которого входит муниципальное образование, традиционные формы самоуправления и так далее.
Учет национальных и исторических особенностей муниципального образования при осуществлении муниципального управления необходим в следующих ситуациях:
- во-первых, при определении административных центров сельских поселений и муниципальных районов, которое осуществляется на основе сложившейся социальной инфраструктуры и местных традиций;
- во-вторых, при разработке муниципальными образованиями официальной символики, призванной отражать культурные, национальные, исторические и другие местные особенности и традиции сообразно рамкам, установленным федеральным законодательством, и правилам геральдики;
- в-третьих, при определении и изменении границ муниципальных образований в соответствии с исторически сложившимися поселениями, прилегающими землями общего пользования, территориями, отведенными под традиционное природопользование и так далее;
- в-четвертых, при установлении наименований представительных органов муниципального образования, муниципальной администрации, главы муниципального образования.
Социально-демографические особенности муниципальных образований, выражающиеся в социально-демографической структуре населения муниципального образования, оказывают влияние на его функционирование и развитие. В частности, численность населения муниципального образования влияет на формирование представительного органа муниципального управления. Например, малым муниципальным образованиям, численность населения которых не превышает 100 человек, разрешено не формировать представительный орган муниципального управления, а заменять его сходом или собранием граждан.
Для организации муниципального управления имеют значение следующие социально-демографические характеристики населения муниципального образования:
- во-первых, численность населения муниципального образования, а также его демографическая структура, выступающая в качестве основы для осуществления планирования объема оказываемых муниципальных услуг, формирования сети муниципальных учреждений сферы здравоохранения, образования, культуры и так далее, внесения изменений в муниципальный бюджет, корректировки социальной политики, определения приоритетов финансирования социальных проектов;
- во-вторых, возраст населения муниципального образования, производственная специализация, миграционные процессы. Эти показатели влияют на организацию трудовой сферы, востребованность населения на рынке труда, показатели развития муниципального образования;
- в-третьих, социально-профессиональная структура, характеризующаяся такими критериями, как социальный статус гражданина муниципального образования, размер и характер получаемого им дохода, уровень образования, интенсивность и содержание его труда.
Игнорирование национальных, исторических и иных особенностей муниципального образования при организации муниципального управления отрицательно сказывается на доверии населения к власти, эффективности управления развитием муниципального образования.
Власти, идущие наперекор особенностям развития муниципального образования, не получают поддержки населения по значимым вопросам местного самоуправления, выносимым на решение граждан муниципального образования.
Отказ от учета особенностей развития муниципального образования отрицательно сказывается на удовлетворенности населения политикой развития муниципального образования, готовности к сохранению преемственности власти.