Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследование методами анкетирования, интервью и сбора статистики

Определение 1

Метод исследования – это способ достижения определенной цели или решения задачи, включающий в себя совокупность действий и приемов теоретического и практического познания действительности.

Сущность метода анкетирования

Метод анкетирования является одним из наиболее распространенных методов сбора информации. Анкетирование представляет собой метод психологического и вербально-коммуникативного характера, использующего в качестве средства сбора сведений от опрашиваемых лиц специально оформленный перечень вопросов, именуемый анкетой.

Метод анкетирования, по сути, представляет собой опрос, который осуществляется с помощью анкеты.

Основное назначение анкетирования подразумевает получение сведений психологического характера, сбор социологических и демографических данных, как правило, имеет второстепенное значение. При методе анкетирования исследователь максимально абстрагирован от респондента, их контакт сводится к минимуму. Метод анкетирования обеспечивает возможность жесткого следования установленному плану проведения исследований за счет своей регламентации процедуры «вопрос-ответ».

Данный метод исследования сопровождается минимальными затратами, позволяющими обеспечивать массовость исследования. К числу преимуществ данного метода исследования можно отнести его анонимность при условии, что фиксируются только ответы респондента, а не его личность. Данный метод применяется преимущественно при необходимости выявления мнения людей относительно конкретных вопросов при условии необходимости охвата значительного количества опрашиваемых за короткий период времени.

Анкеты могут классифицироваться в разрезе различных признаков:

  • во-первых, по критерию числа респондентов анкеты делятся на индивидуальные, групповые и массовые;
  • во-вторых, по критерию полноты охвата анкетирование делится на сплошное и выборочное;
  • в-третьих, в соответствии с критерием контакта с респондентами анкетирование может быть очным и заочным, в том числе посредством рассылки анкет по почте, размещения их в прессе, в интернете, вручения по месту жительства, работы и прочее.

Характеристика метода исследования в виде интервью

«Исследование методами анкетирования, интервью и сбора статистики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Метод исследования интервью представляет собой психологический метод вербально-коммуникативного характера, суть которого состоит в разговоре между исследователем и субъектом, проводимом в соответствии с заранее разработанным планом.

Отличительными особенностями данного метода является строгая организованность и неравномерность функции интервьюера и респондента. Интервьюер задает вопросы респонденту, не ведя активного диалога, не высказывая мнения или оценок. Интервьюер старается дистанцироваться от респондента и минимизировать свое влияние на него. Результатам интервью способствует благоприятная атмосфера общения. Цель данного метода состоит в получении ответов на вопросы, которые сформулировали согласно задачам исследования.

Интервью классифицируются по различным основаниям:

  • во-первых, в соответствии с критерием степени формализации интервью бывают стандартизированными или формализованными, то есть с указанием конкретных вопросов и последовательности, в соответствии с которой они должны задаваться; нестандартизированные или свободные. В этом случае вопросы задаются по ситуации в соответствии с общим планом исследования; полустандартизированные или фокусированные. В данном случае существует перечень как строго необходимых, так и возможных вопросов;
  • во-вторых, в соответствии с критериями стадии исследования интервью бывают предварительные, основные и контрольные. Первые проводятся в рамках пилотажного исследования, вторые – на этапе сбора основных данных, третьи – с целью проверки спорных результатов;
  • в-третьих, в соответствии с количеством участников интервью делятся на индивидуальные, групповые, массовые.

Характеристика методов сбора статистических данных

Статистика представляет собой древнейшую отрасль знаний, основу которой составил хозяйственный учет. Возникновение статистики связывают с появлением государственности, поскольку власти требовалось решение как хозяйственных, так и общегосударственных проблем. Это требовало сбора и обработки сведений о населении, сельском хозяйстве, промышленности.

Изначально сбор статистических данных подразумевал изучение сведений о государстве. В настоящее время статистика выходит далеко за рамки государственного управления, играя существенную роль в различных сферах жизнедеятельности человека. Сбор и исследование статистических данных составляет основу выработки обоснованных решений, позволяющих сочетать интуицию специалиста с результатом анализа имеющихся данных.

Статистика представляет собой область знаний, предметом изучения которого является количественная сторона массовых явлений.

Объектом исследования статистики выступает экономическая деятельность общества, включая все ее составляющие.

Сбор статистических сведений представляет собой важнейший этап исследований. Для сбора статистических данных применяются разнообразные методы, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, отчетный метод. Суть данного метода состоит в том, что определенные хозяйствующие субъекты предоставляют на периодической основе отчетность, обработка и исследование который позволяет собрать определенные данные;
  • во-вторых, эксплуатационный метод. Данный метод подразумевает получение информации от опрашиваемых, ответы которых фиксирует регистраторы или счетчики;
  • в-третьих, метод саморегистрации. При данном методе проводится инструктаж респондентов, которые самостоятельно заполняют анкеты;
  • в-четвертых, явочный способ. Суть данного метода состоит в сообщении сведений их обладателем по месту регистрации;
  • в-пятых, анкетный способ. Это метод сбора сведений посредством заполнения анкет;
  • в-шестых, корреспондентский метод. При использовании данного метода сведения сообщаются корреспондентами.
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot