Исполнительная власть в республиках – это исполнительные органы государственной власти регионального уровня, формируемые одними из шести видов российских субъектов, выделенных по национально-территориальному принципу.
Республики как субъекты Российской Федерации
Республика - это разновидность субъекта Российской Федерации, представляющая собой образование, входящее в состав России, наделенное всей полнотой власти вне пределов компетенции России.
Данные субъекты Российской Федерации имеют еще советскую историю, в рамках которой республики представляли собой форму политической автономии, обусловленную национально-государственным признаком. В состав РСФСР входило 16 автономных республик, к числу которых относили Бурятию, Башкирию, Калмыкию, Дагестан и иные. Автономные республики обладали ограниченным суверенитетом. Они наделялись собственными Конституциями, законодательством, правовой системой, правительством, высшими представительными органами государственного управления, высшими судебными органами, собственным гражданством. После перехода к новой форме государственного устройства автономные республики получили статус субъектов Российской Федерации.
Статус республики в качестве субъекта Российской Федерации определен российской Конституцией и конституциями республик. Республики в составе Российской Федерации обладают двойственным статусом. С одной стороны, в качестве государства они наделены собственными Конституциями, разрабатываемыми и принимаемыми самостоятельно. При формировании данного нормативного акта единственным требованием является его соответствие российской Конституции. Республики наделены правом самостоятельного определения своего государственного языка, употребляемого наряду с русским в органах государственного и муниципального управления, государственных учреждениях на территории республики. При преобладании в республике титульной нации законодательство допускает закреплением двуязычия или даже многоязычия, например, в Дагестане. Республика имеет собственные виды символики в виде герба, гимна, флага. Каждая республика сохраняет определенную специфику при формировании органов государственной власти регионального уровня.
Понятие и сущность исполнительной власти в российских республиках
Исполнительная власть представляет собой одну из ветвей государственного управления, сосредоточенную на исполнении законодательства, осуществлении управления государственными делами, в том числе на уровне регионов.
Органы исполнительной власти осуществляют использование для реализации своих целей оперативных действий распорядительства и правотворчества.
Исполнительные органы власти республик подконтрольны законодательным (представительным) органам регионального управления, однако обладает самостоятельностью в осуществлении своих функций, имеют свои средства и инструменты воздействия на другие органы государственного управления республиканского уровня.
Республики в качестве субъектов Российской Федерации обладают правом создания собственных органов государственной власти, в том числе исполнительных. Российская Конституция признает самостоятельность республик в определении ими структуры и состава органов государственного управления республиканского уровня. Российская Конституция не регулирует систему органов исполнительного характера республиканского уровня. Республиканские власти при формировании системы органов исполнительного управления должны исходить из понимания необходимости выполнения этими органами государственной функции в рамках предметов совместного ведения России и ее субъектов.
Таким образом, на федеральном уровне существует определенный правовой вакуум, обусловленный недостаточностью нормативно-правового регулирования вопросов формирования органов исполнительной власти республиканского уровня. Это переводит данный вопрос в сферу регулирования республиканских властей, устанавливающих состав и структуру органов исполнительной власти собственными конституциями и уставами, а также детализирующих требования законами регионального уровня и положениями об исполнительных органах власти.
Республиканское законодательство по отношению к каждому органу республиканского управления определяет:
- во-первых, ветвь власти, к которой относится этот орган;
- во-вторых, уровень власти данного органа;
- в-третьих, организационно-правовую форму органа.
Это позволяет определять объем прав и обязанностей органа республиканского управления, а также характер его компетенции и иные значимые вопросы.
Во главе исполнительной власти на уровне республик Российской Федерации находится высший исполнительный орган государственного управления, действующий на постоянной основе. Как правило, республики обозначают этот орган как правительство, кабинет министров или кабинет. Правовые основы функционирования данного органа определяются конституциями республик, конституционными законами республиканского уровня, конституционными соглашениями. Данные нормативные документы определяют порядок формирования органа, его состав, ответственность, компетенцию, иные значимые вопросы.
Помимо высшего органа исполнительной власти в структуру исполнительного управления республиканского уровня включаются различные отраслевые министерства, управления, комитеты, департаменты и отделы. Как правило, полномочия этих органов носят функциональный характер.
Высший исполнительный орган республиканского управления возглавляет высшее должностное лицо республиканского уровня в лице президента, губернатора или главы правительства.
Компетенция каждого органа власти исполнительного характера на уровне республик определяется правительством республики в соответствии с требованиями ее нормативно-правовых актов.