Инструменты управления государственными и муниципальными финансами – это система мероприятий, урегулированных законом и реализуемых органами финансового управления для обеспечения прогрессивного социально-экономического развития территории, повышения качества и степени благосостояния населения, инновационного обновления экономики и пр.
Значение инструментов управления государственными и муниципальными финансами
Процессы глобализации, проходящие в современной мировой экономике, а также процессы демократизации публичного управления, проходящие внутри страны, требуют эффективного управления государственными и муниципальными финансами. Такое управление позволяет обеспечить для всех государств устойчивость бюджетной системы страны, финансовую безопасность и прогрессивный экономический рост. Указанное определяет значимость эффективности организации бюджетного процесса, посредством которого реализуется система управления финансами.
Процесс управления финансами на государственном и муниципальном уровнях характеризуется сложностью и многоаспектностью.
Таким образом, в основе эффективного управления государственными и муниципальными финансами лежит эффективная организация бюджетного процесса.
Сегодня в качестве важного направления повышения эффективности управления государственными и муниципальными ресурсами выступает инновационное обновление экономики посредством государственного участия в сфере структурных экономических реформ.
Бюджетный процесс как система мероприятий по организации и управлению государственными и муниципальными ресурсами представляет собой комплекс стадий по аккумулированию и использованию финансовых ресурсов, начиная с разработки и утверждения проекта бюджета и заканчивая предоставлением отчетной информации относительно исполнения бюджета.
Целью государственного и муниципального управления финансовыми ресурсами выступает учреждение централизованных фондов финансов на уровне государства и на уровне местных сообществ для их использования в области финансового обеспечения социально-экономических задач публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях.
Строго юридически, бюджетный процесс представляет собой урегулированную нормами федерального и местного бюджетного законодательства (нормотворчества) деятельность органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней и иных субъектов бюджетного процесса по разработке, составлению, рассмотрению и утверждению проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, представлению информации относительно исполнения бюджета и реализации контрольных мероприятий относительно законности и эффективности расходования бюджетных средств.
Стадии реализации инструментов управления государственными и муниципальными финансами
Система инструментов управления государственными и муниципальными финансами представляет собой бюджетный процесс, который, в свою очередь, является комплексом стадий – от разработки до реализации проекта использования привлеченных в бюджет соответствующего уровня финансовых средств.
Каждый этап бюджетного процесса имеет собственное значение и должен реализовываться в соответствии с целями и сроками, которые установлены бюджетным законодательством.
Цикл планирования и непосредственного использования государственных и муниципальных финансов может длиться до трех лет. При этом в области управления государственными и муниципальными ресурсами используются категория бюджетного года, то есть периода, в течение которого реализуется план конкретного бюджета.
Процесс управления государственными и муниципальными финансами во всякой стране, в том числе и в России, предполагает определенную процедуру и последовательность реализации бюджетных отношений, установленных законом. Под субъектами, которые выступают участниками процесса управления финансовыми ресурсами, понимаются органы публичного управления в соответствии с их функциональным назначением.
Задачи управления государственными и муниципальными финансами
В качестве основных задач управления государственными и муниципальными финансами можно выделить следующие:
- определение и аккумулирование финансовых ресурсов на уровне Федерации, региона или муниципального образования;
- установление размера и финансовых источников бюджетного дохода;
- определение общего размера и направлений расходования государственных и муниципальных ресурсов, исходя из целей и задач социально-экономического развития соответствующей территории, а также обязательств соответствующего уровня публично-правового образования перед населением;
- преодоление недостатка бюджетного финансирования для целей и задач публичного управления;
- установление единой системы мер бюджетного финансирования для восстановления баланса между всеми уровнями управления финансовыми ресурсами;
- обеспечение процесса управления государственными и муниципальными финансами научными и методологическими разработками в области планирования и прогнозирования, привлечения, аккумулирования и использования финансовых ресурсов;
- усиление эффективности контрольных мероприятий в области расходования государственных и муниципальных финансов для повышения эффективности управления финансами.
Общая характеристика инструментов управления государственными и муниципальными финансами
В президентских республиках, к которым относится и Россия, глава государства наделен важнейшими полномочиями в сфере управления государственными финансами. Он утверждает федеральные законы, определяющие объем и основные направления расходования бюджетных государственных финансов. Кроме того, он имеет право отправить на повторное рассмотрение законопроект о бюджете.
Основные направления использования государственных финансов определяет высший исполнительный орган страны; он выступает с инициативой относительно объемов и направлений расходования бюджетных средств, парламент же только вносит отдельные правки в законопроект о бюджете, который разработан и предлагается правительством.
Аналогичным образом процесс управления финансами реализуется на местном уровне.