Информационное обеспечение муниципального управления – это совокупность сведений, составляющих основу принятия управленческих решений должностными лицами и органами муниципального управления.
Роль информации в системе муниципального управления
Любой управленческий процесс включает в себя сбор, обработку, движение информационных данных, основное назначение которых состоит в обеспечение основ для принятия управленческих решений. Информация как ресурс в настоящее время значит для муниципального управления не меньше, чем совокупность трудовых, материальных, финансовых, энергетических и иных ресурсов.
Информация в муниципальном управлении – это любые сообщения, содержащее в себе те или иные сведения о событиях, явлениях или предметах.
В сфере муниципального управления различают следующие информационные категории:
- во-первых, информационные ресурсы, включающая в себя документы, находящиеся в муниципальных фондах, архивах, библиотеках, иных информационных системах;
- во-вторых, информационные системы, представляющие собой упорядоченные совокупности документов и информационных технологий, включая средства вычислительной техники, обеспечивающие реализацию информационных процессов;
- в-третьих, информационные процессы, представляющие собой сбор, накопление, обработку, хранение, распространение информационных данных.
Значение информации проявляется в обеспечении взаимосвязи между объектами и субъектами муниципального управления, способностью охарактеризовать состояние объектов управления в динамике или статике, обеспечить подготовку управленческих воздействий и данные относительно результатов реализации этих воздействий. Информация обуславливает наличие обратной связи и корректировку целей согласно условиям конкретной ситуации.
Информация применяется на всех стадиях муниципального управления, обеспечивая восприятие муниципальными служащими их организационной роли, зафиксированной в рамках должностных инструкций. Достоверность и объективность информации прямо влияет на эффективность функционирования органов муниципального управления.
Информационный процесс муниципального управления можно разделить на следующие составляющие:
- во-первых, источник информации, это то лицо, которое обеспечивает создание сообщения и отвечает за его достоверность и полноту;
- во-вторых, сообщение, это информация, которая передается от источника к получателю. Сообщения могут быть устной, письменной, электронной формы;
- в-третьих, канал информация, представляющий собой средства, которые обеспечивают передачу информационного сообщения от его источника к его получателю;
- в-четвертых, получатель информации, представляющий собой того, кому предназначено информационное сообщение.
Источники и потребители информации в системе муниципального управления
Информация в системе муниципального управления делится на два основных вида:
- внутренняя информация;
- внешняя информация.
Внутренняя информация в муниципальном управлении включает в свой состав следующие элементы:
- во-первых, решения органа муниципального управления выборного характера;
- во-вторых, распоряжения и постановления главы муниципальной администрации, его заместителей;
- в-третьих, протоколы заседаний муниципальной коллегии;
- в-четвертых, справки о рассмотрении обращений населения муниципального образования и так далее.
Внутренняя информация обеспечивает наиболее полное представление о фактическом положении дел в муниципальной администрации. Руководство муниципального образования выступает в качестве главного организатора информационных потоков внутренней информации.
При этом внутренняя информация в муниципальном управлении обладает существенным недостатком, который не позволяет ей в полной мере охватить все процессы, оказывающие влияние на функционирование муниципального образования. Этот недостаток решается с помощью привлечения информации из внешних источников.
К числу источников внешней информации в системе муниципального управления относятся следующие:
- население муниципального образования;
- общественные объединения граждан муниципального образования, действующие на его территории;
- органы государственного управления;
- муниципальные учреждения и предприятия;
- органы статистики;
- ассоциации и союзы, созданные муниципальными образованиями;
- кредитные и финансовые организации;
- хозяйствующие субъекты различных форм собственности, действующие на территории муниципального образования;
- инвесторы и так далее.
Каждый источник внешней информации в муниципальном управлении характеризуется определенными особенностями. Так, население муниципального образования обеспечивает поступление информации органам муниципального управлением за счет таких процедур как местные выборы, референдумы, опросы общественного мнения, правотворческие инициативы, обращения к должностным лицам и органам муниципального управления, мирные массовые акции.
Гражданские общественные объединения обеспечивают приток информации в систему муниципального управления за счет выражения своего отношения к функционированию отдельных органов муниципального управления.
Хозяйствующие субъекты, не находящиеся в муниципальной собственности, действующие на территории муниципального образования обеспечивают информационную базу для управленческих решений органов муниципального управления за счет направления в них предложений по различным вопросам, имеющим место назначения.
Ассоциации и союзы, созданные муниципальными образованиями, представляют информацию в виде рекомендаций, направленных на совершенствование отдельных аспектов муниципального управления.
Кредитные и финансовые организации обеспечивают снабжение органов муниципального управления информацией относительно финансового состояния муниципального образования и его предприятий.
В качестве получателей муниципальной информации выступают практически все те же субъекты, которые выступают источниками этой информации.
Результат обмена информацией обеспечивает эффективность муниципального управления.