Информационно-аналитические центры – это бизнес-единицы, обеспечивающие сбор, анализ и подготовку для использования информации, необходимой для принятия решений различными структурами, начиная от государственных и заканчивая частными.
Причины возникновения и назначение информационно-аналитических центров
Современное общество отличается высокой динамичностью всех процессов, протекающих в нем. В связи с этим, как государственные, так и коммерческие структуры для успешного функционирования и обеспечения долгосрочной устойчивости нуждаются в определенном информационном сопровождении, как относительно собственного состояния, так и состояния окружающей среды. Причем в последнем случае речь идет не только о природной среде.
Успешное решение задач, стоящих перед государственными и коммерческими структурами, обусловлено эффективностью использования организационного потенциала и информационно-аналитических технологий, способных обеспечить возможность интеграции различных знаний и ресурсов для осуществления деятельности.
Характерной особенностью современного общества можно считать формирование и развитие информационно-аналитических центров разнообразного назначения в различных сферах человеческой жизнедеятельности во всех странах. Активное развитие данное бизнес-направление получило и на территории Российской Федерации. Теоретические основы были сформированы в 70-ые годы XX века в монографии С. Бира «Мозг фирмы».
Тем не менее, единого подхода к трактовке понятия информационно-аналитического центра не сложилось. Это обусловлено огромным спектром технологий, включенных в содержание бизнес-аналитики.
В связи с этим информационно-аналитические центры можно определить как хозяйствующие субъекты, обеспечивающие инструментарий и приложения, используемые в целях поиска, анализа, доставки и моделирования информации, требующейся для принятия решений.
Успех современных компаний во многом зависит от степени их оснащенности современными информационными технологиями. Билл Гейтс обращал внимание на тот факт, что успешное выделение компании среди конкурентов состоит в хорошей организации работы с информацией.
Российские власти и хозяйствующие субъекты в настоящее время акцентируют внимание на работе с информацией, используя опыт как российских, так и зарубежных специалистов в этой сфере.
Крупные хозяйствующие субъекты могут позволить себе включение в структуру организации собственных информационно-аналитических центров, способных обеспечить деятельность необходимыми сведениями и результатами аналитической деятельности. Однако большинство субъектов бизнеса не в силах содержать собственных аналитиков или осуществлять масштабный сбор информации относительно рынка, к тому же внутренняя аналитическая работа зачастую обеспечивает переоценку собственных сил хозяйствующих субъектов. В связи с этим возрастает спрос на услуги информационно-аналитических центров, действующих в качестве самостоятельных бизнес-единиц и предлагающих результаты своей работы в качестве определенного информационного товара.
Особое место в современных потребностях государства занимает растущая потребность в аналитической информации, обеспечивающей оперативное и стратегическое исследование острых экономических, социальных, политических проблем, общественных запросов и потребностей.
Активное заимствование зарубежного опыта государственного управления привело к формированию в России государственных информационно-аналитических центров, встроенных или подчиненных властным структурам на федеральном, региональным или муниципальном уровне. Однако постепенно потребность в информационно-аналитической работе возникла и у внеправительственных структур. Фактически такие структуры обрели большее доверие среди населения, выступая в качестве своеобразного интеллектуального моста между властью и обществом.
Функциональное назначение информационно-аналитических центров
В современном российском обществе информационно-аналитические центры выполняют разнообразные функции, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, функция информационного сопровождения деятельности управленческих структур в государственном и коммерческом секторе. Информационно-аналитические центры осуществляют сбор информации о потребностях общества, социально-экономических проблемах, характеристиках и динамики рынка и так далее. Эта информация даже в необработанном виде обеспечивает основу для принятия управленческих решений на различных уровнях власти или бизнеса. Масштабность сбора информации определяется задачами, которые клиенты ставят перед информационно-аналитическими центрами;
- во-вторых, функция аналитической обработки и подготовки информации к использованию. Эта функция направлена на обеспечение структурирования данных, их обработку, подготовку с ориентацией на потребности конкретного клиента;
- в-третьих, посредническая функция, выражающаяся в формировании взаимодействия общества и власти в лице органов государственного и муниципального управления в процессе сбора, обработки и обеспечения ответной реакции на ту или иную информацию об острых социально-политических и социально-экономических проблемах;
- в-четвертых, функция гражданского контроля, выражающаяся в отслеживании действий органов власти, оценку деятельности которых обеспечивают информационно-аналитические центры;
- в-пятых, инициативная функция, выражающаяся в привлечении внимания к социально-политическим и социально-экономическим проблемам общества, акцентировании внимания власти на тех или иных проблемах государственного и муниципального управления.
Информационно-аналитические центры являются посредниками государственного аппарата и интеллектуальной среды, инструментами гражданского контроля, инициаторами публичного обсуждения внутренних и внешних проблем, стоящих перед обществом.