Муниципальные правовые акты – это совокупность решений, регулирующих вопросы, имеющие местную значимость, вопросы реализации делегированных государственных полномочий и вопросы отнесенные уставами муниципальных образований к полномочиям органов муниципального управления и должностных лиц муниципального управления, принятых населением муниципальных образований либо в непосредственной форме, либо через органы муниципального управления, имеющих документальное оформление, обязательных для исполнения на всей территории муниципальных образований, призванных устанавливать и изменять общеобязательные правила.
Значение муниципальных правовых актов
Муниципальные правовые акты призваны регулировать решение вопросов, имеющих значимость для местного населения. Муниципальные правовые акты формируют правовые основы организации и осуществления муниципального управления, обеспечения развития муниципальных образований в социально-экономическом плане.
Муниципальные правовые акты имеют обязательный характер для исполнения в рамках территорий конкретных муниципальных образований. Муниципальные правовые акты могут иметь индивидуальный характер и формировать или изменять общеобязательные правила.
В качестве субъектов, ответственных за принятие муниципальных правовых актов, могут выступать:
- во-первых, граждане муниципальных образований;
- во-вторых, органы муниципального управления;
- в-третьих, должностные лица органов муниципального управления.
Характеристика иерархии муниципальных правовых актов
Основу иерархии или вертикальной структуры муниципальных правовых актов составляет их зависимость от юридической силы.
Система муниципальных правовых актов выходит за рамки только тех нормативных актов, которые приняты на муниципальном уровне. Высшей юридической силой в системе нормативных актов, регулирующих порядок муниципального управления, обладает российская Конституция, которая определяет сам факт наличия муниципального управления на территории Российской Федерации. Следующее место в иерархии занимают федеральные законы, утверждающие поправки к российской Конституции, международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, о порядке осуществления муниципального управления, федеральные конституционные и федеральные законы, регулирующие вопросы осуществления муниципального управления.
Низший уровень нормативного регулирования муниципального управления образован муниципальными правовыми актами, в число которых включается уставы муниципальных образований, правовые акты органов муниципального управления.
Структура муниципальных правовых актов
Совокупность муниципальных правовых актов включает в свою структуру:
- во-первых, уставы муниципальных образований, а также нормативные акты, которые принимаются населением в ходе схода граждан или местного референдума;
- во-вторых, нормативные правовые акты, издаваемые органом муниципального управления представительного характера;
- в-третьих, правовые акты глав муниципальных образований, муниципальной администрации и других органов муниципального управления и их должностных лиц, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Устав муниципального образования является одним из основных муниципальных правовых актов, определяющих порядок организации муниципального управления на территории конкретного муниципального образования.
В уставе муниципального образования утверждаются следующие аспекты:
- наименование муниципального образования;
- перечень вопросов, имеющих значимость для местного сообщества;
- гарантии, порядок и формы участия граждан муниципального образования в решении вопросов, имеющие значимость для них;
- порядок создания и структура органов муниципального управления;
- наименование органов муниципального управления и их полномочия;
- порядок создания, публикации, вступления в силу правовых актов муниципального уровня;
- срок полномочий органов муниципального управления представительного характера;
- ответственность органов муниципального управления и должностных лиц муниципального управления;
- порядок формирования и рассмотрение проекта муниципального бюджета, его утверждения и исполнения, а также контроля данных процессов;
- порядок изменения и дополнения устава муниципального образования.
Устав муниципального образования также регулирует другие вопросы организации муниципального управления согласно федеральному законодательству и законам регионального уровня.
Принятие устава муниципального образования осуществляется органом муниципального управления представительного характера, а в случае его отсутствия – сходом граждан.
Подготовку проекта устава муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства завершают за 30 дней до момента рассмотрения вопроса об утверждении этого устава. Аналогичное правило распространяется на порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Принятие устава муниципального образования требует большинства голосов депутатов органов муниципального управления представительного характера в размере двух третей от общей их численности. В том случае, если глава муниципального образования находится во главе органа муниципального управления представительного характера, его голос учитывается как голос депутата этого органа.
Законодательство устанавливает требования об обязательной государственной регистрации устава муниципального образования, а также муниципальных правовых актов, призванных вносить изменения или дополнения в устав муниципального образования. Государственная регистрация устава муниципального образования невозможно в том случае, если в его тексте имеют место противоречия федеральному и региональному законодательству, нарушен порядок принятия данного документа, наличествуют коррупциогенные факторы.