Понятие и сущность системы государственного управления
Система государственного управления – это совокупность органов государственного управления, представляющая собой определенную иерархию взаимосвязей, направленных на взаимодействие органов, ответственных за формирование и реализацию государственной политики, осуществление государственного управления, защиту конституционных прав и свобод.
Государственное управление в общепринятом смысле представляет собой разновидность практической деятельности, направленной на решение проблем организации государственной власти.
Сущность государственной власти раскрывается через ее природу, обусловленную следующими факторами:
- во-первых, необходимостью этой власти;
- во-вторых, ее общественной обусловленностью;
- в-третьих, целевой направленностью этой власти.
Государственное управление необходимо по причине того, что в обществе объективно существует потребность в обеспечении реализации государственной политики, призванной организовать эффективное использование различного вида ресурсов, справедливо распределять доходы, гарантировать социальные права, поддерживать общественный порядок.
Система государственного управления в России представлена двумя уровнями:
- во-первых, федеральным;
- во-вторых, региональным.
В качестве субъектов государственной власти федерального уровня выступает Президент России, Федеральное собрание, представленное двумя палатами - Советом Федерации и Государственной Думой, органы государственного управления федерального уровня.
В качестве субъектов государственной власти регионального уровня выступают высшие должностные лица регионов в лице президентов республик, губернаторов областей и краев и так далее, система представительных и исполнительных органов государственного управления регионального уровня.
В основе системы государственного управления находятся следующие признаки:
- во-первых, государственное управление подразумевает осуществление различных функций, направленных на соблюдение государственных интересов и обеспечения свобод и прав населения страны;
- во-вторых, осуществление функции управления возлагается на специально созданных государством субъектов, действующих по поручению и от имени государства, а также субъектов, которым передается часть государственных полномочий в сфере управления;
- в-третьих, для каждого субъекта государственного управления устанавливаются определенные пределы компетенции в соответствии с требованиями законодательства.
Специфические характеристики государственного управления
Государство как особый субъект управления оказывает существенное влияние на специфику деятельности по осуществлению государственного управления. В основе этой деятельности находится верховная власть, обеспечивающая основание для легитимности господства определенных людей и органов над остальным обществом.
Главной специфической характеристикой государственной власти является ее распространенность на все население страны. Государственная власть подразумевает признание ее всеми членами общества, даже не согласными с ее политикой, по причине того, что в демократических системах власть осуществляется решениями большинства.
Еще одной характеристикой государственного управления выступает свойство системности. Данное свойство обеспечивает такие характеристики государственной власти как субординация, согласованность, координация, целеустремленность, эффективность и рациональность. Системность государственного управления представляет его элементы, компоненты и взаимосвязи в определенной упорядоченности, обеспечивающей принципиально-теоретическое и методологическое значения.
Состав субъектов и объектов государственного управления
Государственное управление направлено на решение проблем, невозможных к разрешению в индивидуальном порядке. Государство призвано обеспечивать защиту национальных интересов.
Для решения государственных задач формируется система органов, ответственных за выполнение определенных функций.
В качестве субъектов государственного управления выступают должностные лица и органы государственного управления, наделенные в законодательном порядке определенными полномочиями по осуществлению государственного управления общественными процессами.
Субъекты государственного управления классифицируются по различным признакам, в том числе:
- ветви власти, в рамках которых выделяют исполнительных субъектов государственного управления, законодательных субъектов государственного управления и судебных субъектов государственного управления;
- уровни власти, в рамках которых выделяют национальные органы власти, региональные органы власти;
- сферы деятельности, которые подразумевают формирование специализированных органов государственного управления, например, министерство образования, министерство иностранных дел и так далее;
- характер, цели и средства воздействия на объекты управления, в том числе административное управление, экономическое управление и прочее;
- характер институционализации, подразумевающий существование формальных институтов институциализированных органов государственного управления и различных общественных институтов, действующих при них;
- состав, подразумевающий наличие индивидуальных и коллективных органов государственного управления.
В качестве объекта в государственном управлении выступает совокупность элементов общественной среды, взаимосвязи этих элементов, которые подвергаются изменениям под воздействием субъектов государственного управления.
Объекты государственного управления характеризуется следующим образом:
- во-первых, они обладают самоактивностью, то есть способностью к самодвижению внутренних побудительных мотивов;
- во-вторых, они наделены целеустремленностью, которую государству необходимо учитывать при формировании государственной политики;
- в-третьих, они обладают адаптивностью, то есть способностью приспособления к воздействию государственных органов власти;
- в-четвертых, они наделены способностью самоуправления;
- в-пятых, они находятся в зависимости от условий общественной жизнедеятельности объективного характера.