Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

GR в системе коммуникативных практик: причины возникновения и потребности анализа

Определение 1

GR (т. е. взаимодействие с государственной властью) в системе коммуникативных практик – это специальное направление управления коммуникациями между представителями бизнеса, некоммерческих организаций и пр. и системой публичного управления, опосредующее деятельность по продвижению интересов бизнеса, некоммерческих организаций и пр. через систему инструментов влияния на субъекты публичного управления.

Значение и причины возникновения GR в системе коммуникативных практик

Последнее десятилетие характеризуется тотальной информатизацией всех общественных процессов, информационные технологии сегодня охватывают все сферы общества и влияют на его организацию.

Демократическое политическое устройство предполагает выстраивание эффективных каналов коммуникации между системой публичного управления, населением, институтами гражданского общества, бизнесом. Информационно-коммуникативные технологии, в свою очередь, выступают инструментом взаимодействия субъектов публичного управления и общества.

GR в системе информационно-коммуникативных технологий представляет собой эффективную форма публичной коммуникации, которая позволяет коммерческим и некоммерческим субъектам выражать и продвигать собственные интересы через взаимодействие с системой публичного управления посредством использования традиционных коммуникативных инструментов – PR, реклама, лоббирование, так и новых технологий – организации площадок для переговоров бизнеса и власти в виде форумов, консалтинг и пр.

Потребность в этом инструменте возникла в связи с необходимостью повышения качества диалога между обществом и государством. Современными государствами политика должна выстраиваться исходя из социальных запросов – исходя из запросов населения, гражданского общества, представителей бизнеса, для того чтобы такие запросы считать необходимо обеспечить качественную коммуникацию. GR выступает одним из таких инструментов, которые позволяют существенно повысить эффективность обмена информацией между системой публичного управления и обществом.

«GR в системе коммуникативных практик: причины возникновения и потребности анализа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Так, если ранее как для отечественных, так и для зарубежных публично-правовых систем было характерно властное воздействие на общественные отношения «сверху-вниз» в рамках полномочий, которые установлены Конституцией и законодательством, то сегодня в условиях демократизации общественной жизни, ее информатизации возникает потребность выстраивания партнерских отношений между населением и государством для эффективного решения задач обеспечения благосостояния населения и развития территорий.

Виды GR в системе коммуникативных практик

Теория и практика коммуникации между обществом и системой публичного управления предлагает следующие виды GR в системе коммуникативных практик.

Исходя из характера и направления деятельности выделяют:

  • стратегический GR. Стратегическая деятельность по указанному направлению предполагает, что в коммерческих и некоммерческих организациях формируются специальные департаменты, которые реализуют долгосрочную стратегию по взаимодействию с профильными государственными институтами. Важно подчеркнуть, что здесь каналы взаимодействия налаживается не с отдельными людьми, а с конкретными институтами. С точки зрения перспективы для развития бизнеса и гражданских инициатив в конкретной сфере публичного управления этот подход более эффективен;
  • тактический GR. Названное направление деятельности обычно предполагает стихийное, точечное выстраивание коммуникации не с институтами, а с конкретными представителями публичного управления для решения конкретной задачи. Обычно заинтересованные организации приглашают для этого специалиста в области коммуникаций, который решает поставленную задачу. Названное направление коммуникативной деятельности видится малоперспективным, сегодня гораздо важнее выстраивать институциональные связи в долгосрочной перспективе для обеспечения эффективного развития вместо продавливания точечных решений.

Исходя из того, в интересах какого субъекта организуется коммуникация, GR делят на:

  • корпоративный, который предполагает, что в системе публичного управления при взаимодействии с определенной властной структурой реализуются интересы крупной корпорации или среднего предприятия. Здесь GR-коммуникация имеет своей целью получить определенные выгоды и льготы для оптимизации деятельности конкретной организации;
  • отраслевой. Прежде всего необходимо отметить, что названное направление коммуникаций в России еще мало востребовано. Это связано с тем, что конкурентный рынок возник не так давно и общеотраслевые интересы еще не сформировались. По своему содержанию отраслевой GR предполагает продвижение интересов не единичной организации, а проектов крупных корпораций или отдельных отраслей хозяйствования. Здесь продвижение собственных интересов осуществляется на самом высоком уровне – в парламенте и в правительстве. Это направление коммуникации широко развито в западных государствах, где подтверждает свою эффективность, позволяя обеспечивать собственные интересы отраслям и крупным корпорациям в долгосрочной перспективе.

В отечественной практике в 1990 г. корпоративный GR получил относительную распространенность в агропромышленной сфере, в энергетическом комплексе. На сегодняшний момент об отраслевом GR можно говорить только в аграрной сфере.

Еще одна классификация рассматриваемого инструмента коммуникации общества и системы публичного управления проводится по критерию остроты потребности реализации GR:

  • текущий. Названное направление мало востребовано в российской практике, поскольку она требует постоянного отвлечения финансовых ресурсов в коммуникативную сферу, однако его эффективность нельзя недооценивать. Целенаправленная регулярная деятельность по налаживанию каналов взаимодействия с системой публичного управления позволяет в долгосрочной перспективе наиболее эффективно организовывать деятельность, предотвращая возможные кризисы, обеспечивая прогрессивное развитие;
  • антикризисный (ситуативный). Эта технология использования GR предполагает, что в случае внешних угроз выстраиваются каналы взаимодействия с системой публичного управления для решения конкретной задачи преодоления кризиса.

Современная практика коммуникативной деятельности в России неоднозначно оценивают GR-технологии:

  • некоторые авторы рассматривают их как коррупционные инструменты для продавливания собственных интересов субъектами, имеющими значительные финансовые ресурсы;
  • другие отмечают, что утверждение использования GR-технологий в практике коммуникаций с властью, позволит сделать такие коммуникации открытыми и прозрачными и фактически институализирует уже существующую практику.
Дата последнего обновления статьи: 25.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot