Государственный финансовый контроль – это вид деятельности контрольных органов государственного управления, осуществляемый в соответствии с требованиями законодательства посредством применения специфических методов и приемов для обеспечения целесообразности, законности и эффективности аккумулирования, распределения и использования средств бюджетной системы.
Сущность и назначение государственного финансового контроля
Осуществление государственной деятельности неразрывно связано с реализацией контрольной функции государственного управления. Контрольная функция государственного управления реализуется в форме государственного финансового контроля, осуществляемого соответствующими органами государственного управления федерального и регионального уровня с целью выявления нарушений, злоупотреблений и оценки эффективности расходования бюджетных средств.
В основе осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации находятся следующие принципы:
- Принципы организации бюджетной системы Российской Федерации, к числу которых относятся принцип единства, принцип разграничения доходов и расходов, а также источников финансирования бюджетного дефицита между уровнями бюджетной системы, принцип самостоятельности бюджетной системы, принцип равенства прав субъектов бюджетной системы, принцип полноты отражения доходов и расходов, а также источников финансирования бюджетного дефицита, принцип сбалансированности бюджетов, принцип эффективности расходования бюджетных средств, принцип совокупного покрытия бюджетных расходов, принцип прозрачности, принцип достоверности, принцип адресности и целевого характера бюджетов, принцип подведомственности бюджетных расходов, принцип единства кассы;
- Принципы внешнего государственного финансового контроля, к числу которых относятся принцип законности, принцип эффективности, принцип объективности, принцип независимости, принцип открытости, принцип гласности;
- Принципы внутреннего государственного финансового контроля, к числу которых относятся принцип профессионализма, принцип ориентированности на клиента, принцип прозрачности, принцип объективности, принцип честности, принцип командности, принцип стремления к совершенству.
Государственный финансовый контроль призван обеспечивать достижение следующих целей:
- во-первых, соблюдение законодательства, регулирующего бюджетные отношения;
- во-вторых, соблюдение требований других нормативно-правовых актов, связанных с бюджетной сферой.
Характеристика видов государственного финансового контроля
Виды государственного финансового контроля закреплены в статье 265 Бюджетного кодекса России. В соответствии с этой статьей государственный финансовый контроль призван обеспечивать соблюдение положений нормативных актов, которые регулируют бюджетные правоотношения, нормативных актов, которые обуславливают публично-нормативные обязательства и обязательства по другим выплатам физическим лицам из бюджетной системы России, а также соблюдение условий государственных контрактов, соглашений и договоров, предусматривающих предоставление средств из бюджетной системы.
Государственный финансовый контроль классифицируются по различным признакам:
- во-первых, по критерию субъектов, ответственных за осуществление финансового контроля;
- во-вторых, по критерию времени осуществления финансового контроля.
В соответствии с первым признаком финансовый государственный контроль делится на два вида:
- во-первых, внешний контроль, представляющий собой контрольную деятельность, осуществляемую Счетной палаты России, контрольно-счетными органами регионального уровня;
- во-вторых, внутренний контроль, представляющий собой контрольную деятельность, осуществляемую федеральным казначейством, органами государственного финансового контроля регионального уровня.
В соответствии со вторым критерием финансовый контроль подразделяется на два вида:
- во-первых, предварительный финансовый контроль, осуществляемый для предупреждения и пресечения нарушений в бюджетной сфере в процессе исполнения бюджетов федерального и регионального уровня;
- во-вторых, последующий финансовый контроль, осуществляемый по результатам исполнения бюджетов федерального и регионального уровня с целью проверки законности данного процесса, достоверности учетно-отчетной информации.
Состав объектов государственного финансового контроля
В качестве объектов государственного финансового контроля могут выступать:
- главные распорядители средств бюджетной системы, главные администраторы бюджетных доходов и источники финансирования бюджетного дефицита;
- финансовые органы, которым предоставляются межбюджетные субвенции, субсидии и другие межбюджетные трансферты целевого назначения, бюджетные кредиты;
- государственные учреждения;
- государственные унитарные предприятия;
- государственные корпорации;
- публично-правовые компании;
- хозяйственные общества и товарищества, в которых участвуют публично-правовые образования;
- хозяйствующие субъекты, получающие средства из бюджетной системы;
- органы управления внебюджетными фондами государства;
- кредитные организации, которые осуществляют операции со средствами бюджетной системы.
Методы государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль осуществляется с помощью таких методов как:
- во-первых, проверка, которая представляет собой осуществление контрольных действий по фактическому и документальному исследованию законности совершения хозяйственных и финансовых операций, достоверности учетно-отчетной информации за определенный период;
- во-вторых, ревизия, представляющая собой комплексную проверку деятельности контрольных объектов, выражающуюся в осуществлении контрольных мер по фактическому или документальному исследованию законности всех хозяйственных и финансовых операций, их правильности и достоверности отражения в учете и отчетности;
- в-третьих, обследование, представляющее собой оценку и анализ состояния конкретной сферы деятельности контрольного объекта.