Оптимизация государственного долга Российской Федерации – это специальное направление бюджетной политики государства и соответствующая система принципов, инструментов и мероприятий по мониторингу государственного долга, по сокращению затрат на обслуживание государственного долга, по поддержанию объема государственного долга, гарантирующего экономическую безопасность страны и др.
Понятие и значение государственного долга
В самом общем виде понятие государственного долга можно определить как институт бюджетной системы, обеспечивающий покрытие превышения расходов бюджета над его доходами для решения задач государственного управления. В том случае, когда образуется бюджетный дефицит, то есть недостаток средств для покрытия расходов бюджета и соответственно для решения задач государственного управления, государством привлекаются свободные финансовые ресурсы отечественных и зарубежных предприятий и физических лиц, субъектов РФ, зарубежных стран, международных организаций, прежде всего финансовых международных организаций.
Таким образом, государственный долг следует рассматривать как инструмент обеспечения интересов общества и государства в случаях, когда бюджетные ресурсы в конкретный период времени недостаточны для покрытия бюджетных расходов. Однако при этом необходимо понимать, что рост объема государственного долга существенно влияет на экономическую систему, в том числе:
- на перераспределение доходов населения государства. Как демонстрируют практика, обычно кредиторами по государственным обязательствам выступают наиболее финансово обеспеченные физические лица и крупные предприятия, что в последующем ведет к концентрации доходов в виде процентов по займам у наиболее обеспеченных слоев населения;
- на рост налогов. Государству необходимо погашать обязательства государственного долга, что соответственно требует роста налоговых отчислений в бюджет, при этом рост налогов для хозяйствующих субъектов приводит к сокращению инвестиций, в том числе в инновационные рисковые проекты. Это сокращает темпы экономического развития, модернизации производства, его инновационного обновления;
- на рост национальной экономики, поскольку у государства при наличии значительного объема внешнего долга возникает необходимость погашать обязательства за счет передачи ценного продукта, в том числе ценных товара, работы и услуги и др.
Указанное актуализирует вопросы повышения эффективности бюджетного управления и, в частности, оптимизации государственного долга.
Характеристика основных направлений оптимизации государственного долга
Прежде всего, необходимо отметить, что институт государственного долга – это институт бюджетной политики, поэтому управление государственным долгом, в том числе его оптимизация, должно осуществляться исходя из общих целей и задач социально-экономического развития, финансового и бюджетного управления страной в долгосрочной и среднесрочной перспективах.
Таким образом, в качестве приоритетных направлений оптимизации государственного долга можно выделить следующие:
- разработку системы мероприятий управления государственным долгом на основе системы мероприятий экономической и финансовой политики на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды;
- сохранение объема государственного долга, обеспечивающего экономическую безопасность государства;
- выбор и использование тех инструментов государственного займа, осуществление обязательств по которым влечет наименьшие затраты и риски для экономики государства;
- сокращение стоимости государственного долга посредством увеличения срока займа и сокращения доходности по займам;
- формирование единого механизма управления государственным долгом для согласования мер по сокращению объема задолженности и обеспечению контроля над эффективностью и законностью привлечения и использования заемных ресурсов и др.
Характеристика мероприятий по оптимизации государственного долга
Структуру государственного долга составляют:
- долговые обязательства перед российскими организациями и физическими лицами, а также субъектами РФ, то есть внутренний долг;
- долговые обязательства перед зарубежными странами, зарубежными организациями и физическими лицами, а также международными организациями, то есть внешний долг.
Конкретные мероприятия по оптимизации государственного долга определяются специфическими характеристиками такого долга. Так, в частности для оптимизации государственного внутреннего долга целесообразно использовать следующие инструменты:
- обеспечение динамики экономического развития, опережающей динамику роста объема государственных заимствований;
- повышение налоговой нагрузки и сокращение объемов расходных обязательств, то есть мероприятия по сокращению бюджетного дефицита.
Специальные мероприятия по оптимизации внешнего государственного долга включают в себя:
- выкуп долговых обязательств заемщиком на вторичном рынке ценных бумаг по более низкой стоимости;
- обмен долговых обязательств перед иностранными кредитными организациями на акции крупных промышленных компаний должника;
- изменение условий долговых обязательств на договорной основе с целью понижения процентной ставки.
Специальными мероприятиями по оптимизации государственного долга выступают мероприятия по оптимизации рисков. Оптимизация рисков включает в себя следующие мероприятия:
- планирование будущих расходов по обслуживанию долговых обязательств;
- характеристика возможных рисков исходя из отношения краткосрочных обязательств к долгосрочным, отношения размера долга в иностранной валюте к размеру долга в национальной валюте, исходя из среднего срока погашения долга;
- расчет риска увеличения объема будущих расходов по долгу и пр.
Для эффективной реализации мероприятий оптимизации государственного долга заемщику необходимо обеспечивать постоянный мониторинг объемов государственного долга, его структуры, возможных рисков за счет аналитической работы, мониторинга экономической системы, рыночной ситуации, прогнозирования в отношении изменения размера процентных ставок и курса валют.