Государственный долг и государственный кредит – это механизмы финансовой политики государства, обеспечивающие привлечение дополнительных средств (при их нехватке) для финансирования государственных нужд.
Понятие и значение государственного долга
Государственный долг представляет собой долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иными государствами, международными финансовыми организациями и другими субъектами международного права, в том числе обязательства по государственным гарантиям, предоставленным государством.
Обеспечением государственного долга выступают все находящееся в собственности государства имущество, составляющее государственную казну.
Государственный долг можно разделить на следующие виды:
- во-первых, капитальный государственный долг, представляющий собой совокупность выпущенных и непогашенных государственных долговых обязательств, в том числе процентов по ним, подлежащих уплате;
- во-вторых, текущий государственный долг, представляющий собой расходы на выплату процентов кредиторам по государственным долговым обязательствам и на погашение тех государственных обязательств, срок оплаты которых уже наступил.
Также государственный долг по критерию вида кредиторов можно разделить на следующие виды:
- во-первых, внутренний государственный долг, кредиторами которого выступают юридические и физические лица – резиденты данного государства. Выпуск внутренних займов осуществляется в национальной валюте. Привлечение средств обеспечивается эмиссией ценных бумаг, которые пользуются спросом на национальном фондовом рынке. Дополнительное поощрение инвесторов обеспечивается с помощью налоговых льгот. Внутренний государственный долг представлен совокупностью займов, которые привлекаются от юридических и физических лиц, преимущественно в национальной валюте;
- во-вторых, внешний государственный долг, который представляет собой государственные займы, размещаемые на иностранных фондовых биржах в валюте иностранных государств. Размещение таких займов обеспечивает учет специфических интересов инвесторов страны размещения.
В качестве основных причин возникновения государственного долга можно обозначить:
- во-первых, дефицит бюджета. Нехватка средств, требующихся для финансирования задач государственного управления, требует привлечения дополнительных ресурсов либо за счет населения и хозяйствующих субъектов страны, либо за счет иных субъектов международного уровня или из других государств;
- во-вторых, возникновение макроэкономических диспропорций;
- в-третьих, низкий уровень эффективности экономической государственной политики;
- в-четвертых, завышение государственных расходов;
- в-пятых, отсутствие или нехватка доступных и полноценных источников финансирования;
- в-шестых, неэффективность налоговой системы.
Каждая из указанных причин обусловливает возникновение спадов в производстве. Снижение деловой активности вызывает автоматическое срабатывание встроенных стабилизаторов, выражающееся в сокращении налоговых поступлений и возникновении бюджетного дефицита. В этих условиях власти предпринимают попытки уменьшения бюджетного дефицита за счет использования механизмов продажи государственных ценных бумаг и размещения государственных кредитов. Это способствует возникновению и увеличению государственного долга. Также в качестве причин формирования государственного долга можно обозначить милитаризацию экономики и военные конфликты. Военный сектор экономики носит потребляющий, а не производственный характер, что требует дополнительных средств на его финансирование, изыскиваемых государством.
Государственный долг обеспечивает реализацию следующих функций:
- во-первых, фискальной, состоящей в мобилизации недостающих денежных ресурсов и формирующей финансовую базу, необходимую государству для выполнения своих обязательств;
- во-вторых, стабилизирующей, предполагающей осуществление прямого воздействия на макроэкономические процессы;
- в-третьих, аккумулятивной, выражающейся в формировании финансовой базы для обеспечения экономического роста за счет перераспределения ресурсов;
- в-четвертых, стимулирующей, обеспечивающей ускорение экономического роста за счет государственных инвестиций, реализуемых их за счет заемных средств;
- в-пятых, контрольной, обеспечивающей воздействие на ликвидность коммерческих банков, платежеспособность спроса, темпы экономического роста, величину денежной массы и так далее.
Понятие и сущность государственного кредита
Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, которые складываются у государства с физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями финансового характера в связи с движением денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности с целью получения дополнительных финансовых ресурсов.
Отличительной особенностью государственного кредита является добровольность характера его возникновения. Назначение государственного кредита состоит в обеспечении решения различных задач государственного управления.
Государственный кредит находится в тесной взаимосвязи с государственным долгом. Увеличения государственного кредита обеспечивает рост государственного долга.
Управление государственным кредитом призвано обеспечивать деятельность государства, выступающего в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом является направлением финансовой государственной политики.
Управление государственным кредитом включает в себя осуществление следующих действий со стороны государства:
- во-первых, действия по обслуживанию и погашению государственного долга;
- во-вторых, осуществление выпуска и размещения новых облигационных займов;
- в-третьих, оказание поддержки вторичному рынку долговых обязательств;
- в-четвертых, обеспечение регулирования государственного кредитного рынка;
- в-пятых, разработка условий, порядка и форм предоставления государственных кредитов.