Общий подход к организации государственного управления в годы войны
Годы Великой отечественной войны (1941-1945) обеспечили кардинальную перестройку системы государственного управления. В целях управления страной в июне 1941 года была создана Ставка Главного командования Вооруженных сил, практически сразу переименованная в Ставку Верховного главнокомандования. В состав данного органа государственного управления включались члены Политбюро и Наркомата обороны. Данный орган государственного управления направлял своих представителей на каждой из фронтов, в подчинении Ставки находился Генеральный штаб Красной Армии.
Особое место в системе государственного управления в военный период занимала фронтовая часть государственного устройства. В рамках фронтов выделялись:
- соединения,
- объединения оперативного назначения,
- корпуса.
В структуру вооруженных сил включались фронты, армии, дивизии и прочее. В годы войны было осуществлено разделение военнослужащих на рядовой и офицерский состав, генералитет.
Военное управление государством было возложено на Государственный комитет обороны, возглавляемый Иосифом Сталиным. В рамках данного органа была сосредоточена вся полнота власти Советского Союза.
Распоряжение данного органа носили обязательный характер для всех. На местах Государственный комитет обороны реализовал свои деятельность через уполномоченных лиц, а также систему существовавших до войны государственных, общественных и партийных органов. Также на местном уровне осуществлялось формирование комитетов, комиссий.
В городах в первые два года войны были сформированы городские комитеты обороны, включающие в свой состав партийных лидеров, руководство НКВД и военное командование. В военное время за Советами народных комиссаров были сохранены их функции и полномочия. В это время в системе государственного управления усилилась роль партийных органов любых уровней.
Отраслевое преобразование государственного управления в годы войны
Нужды военного времени требовали формирования особых органов, обеспечивающих развитие промышленности, перебазирования населения в безопасные районы. С этой целью был создан специальный орган, именуемый Советом по делам эвакуации, а также Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и промышленных предприятий. В дальнейшем в конце 1941 года эти органы образовали Управление по делам эвакуации. На региональном и областном уровнях действовали отделы эвакуации, на железных дорогах – пункты эвакуации.
Преобразование структуры, обусловленное военными требованиями, пережили и отраслевые наркоматы. В результате реформы были образованы такие наркоматы как Наркомат танковой промышленности, минометный промышленности. Также была осуществлена перестройка работы Наркоматов путей сообщения и связи.
Военное положение обусловило изменение такого органа государственного управления как Госплан Советского Союза. Данный орган был на период военного времени эвакуирован в город Куйбышев. Небольшие сектора Госплана были заменены отделами вооружения, боеприпасов, танков, авиации, самоходных орудий, судостроения, военно-морского и военного снабжения. Распространение получили методы централизованного планирования выпуска готовых военных изделий, оперативного регулирования система поставок. В военное время существенно сократились периоды государственного планирования до квартальных и месячных, а по некоторым изделиям и ресурсам – до дневных или ежедневных графиков.
Решением кадрового вопроса в годы войны занимался специально созданный Комитет по учету и распределению рабочей силы, который был сформирован в июне 1941 года. На местах создавались бюро, призванные вести учет и мобилизацию населения трудоспособного возраста.
Необходимость решения топливного вопроса привела к созданию Главного управления по снабжению углем, нефтью, искусственным топливом, газом.
Особое внимание в государственном управлении военные годы уделялось военному строительству, требующему привлечения существенных ресурсов, в том числе кадровых. Решение этой проблемы осуществлялось путем мобилизации населения, формирования института военных комиссаров, политруков, заместителей командиров по политчасти.
Военная юстиция в период Великой Отечественной войны
В годы войны в Советском Союзе действовала система военной юстиции. Данная система подразумевала создание в районах военных действий военных трибуналов. Эти трибуналы действовали во всех сферах военной жизнедеятельности. Трибуналы были поднадзорны коллегиям Верховного суда СССР и Пленума Верховного суда – военной, военно-железнодорожной, военно-воднотранспортной.
Территориальные суды и прокуратура также частично были преобразованы в военные трибуналы. Состав трибунала включал трех членов, действующих на постоянной основе, в последующем – привлеченных заседателей. Особенности военного времени обусловили краткость рассмотрения дел и практически полное отсутствие их пересмотра и кассационного обжалования. Деятельность трибунала была закрытой. Право приостановления судебных приговоров трибуналов предоставлялось только командующим армиями и округами и военным советам.
Деятельность трибуналов сформировала основу работы Чрезвычайной государственной комиссии, занятой расследованием немецко-фашистских преступлений.
Включение партизанского движения в системы государственного управления в военный период
В июле 1941 года Политбюро Центрального Комитета определило статус партизанского движения, призванного действовать на оккупированных территориях. В формировании партизанского движения участвовали представители различных органов власти и населения. Партизанское движение достаточно быстро начало формирование собственных штабов и отделов партизанского движения. Также в систему органов государственного управления были включены такие органы как Центральный штаб партизанского движения и Главное командование партизанского движения.