Водные ресурсы как объект государственного водного управления
Под водными ресурсами понимают подземные и поверхностные воды, находящиеся в водных объектах и используемые или предназначенные для использования.
Состав участников водных отношений определяется статьей 7 Водного кодекса России. К их числу относятся:
- сама Российская Федерация;
- ее субъекты;
- муниципальные образования;
- граждане;
- организации.
Первые три категории субъектов водных отношений представляются уполномоченными на то органами государственного или муниципального управления.
Принципы управления водными ресурсами
Государственное водное управление основано на определенных принципах, к числу которых относятся следующие:
Признание значимости водных ресурсов, составляющих основу жизнедеятельности общества. Водные объекты признаются:
- во-первых, важнейшей составляющей природной среды. среды обитания растений и животных;
- во-вторых, природным ресурсом, используемым обществом для удовлетворения бытовых, личных нужд, деятельности;
- в-третьих, объектом прав собственности;
Приоритетность охраны водных ресурсов перед использованием их. Суть данного принципа состоит в том, что использование водных ресурсов не должно отрицательно влиять на окружающую среду;
- Сохранность определенных водных ресурсов, в отношении которых законодательством установлены особые требования к охране, запретительные или ограничительные меры по использованию;
- Целевой характер использования водных ресурсов. В отношении водных ресурсов может быть установлено от одной до нескольких целей использования;
- Приоритетность применения водных ресурсов в целях бытового и питьевого использования перед иными видами применения. Иное использование водных ресурсов допускается только в том случае, если их достаточно для удовлетворения бытовых и питьевых нужд;
- Привлечение к решению вопросов относительно прав на водные ресурсы и их охране общественных объединений и граждан;
- Равенство доступа граждан и организаций к правам использования водных ресурсов, кроме исключительных случаев;
- Равенство доступа граждан и организаций к приобретению водных ресурсов в собственность, если в отношении этих ресурсов предусмотрена возможность нахождения в собственности;
- Регулируемость водных отношений в пределах границ бассейновых округов, то есть реализация бассейнового подхода;
- Режимная регулируемость водных отношений, зависящая от особенностей водных ресурсов;
- Регулируемость водных отношений по существующим взаимосвязям водных ресурсов и различных сооружений, входящих в состав водохозяйственной системы;
- Гласность водопользования, в соответствии с которой водные ресурсы предоставляются в пользование любым лицам;
- Комплексность использования водных ресурсов, выражающаяся в наличии нескольких водопользователей;
- Платность водопользования;
- Осуществление экономического стимулирования в отношении охраны водных ресурсов. Плата за водопользование принимает в расчет величину расходов водопользователя на охрану водных ресурсов;
- Организация традиционного водопользования на территориях проживания коренных народов.
Особенности государственного водного управления
Порядок государственного водного управления регулируется Водным кодексом Российской Федерации.
К государственным органам, осуществляющим государственное водное управления, относятся:
- российское Правительство и уполномоченный федеральный орган, осуществляющие это управление на федеральном уровне;
- исполнительные органы власти субъектов России, осуществляющие это управление на региональном уровне;
- органы муниципального управления, которым государство делегирует свои полномочия по управлению водными ресурсами и объектами, в том случае, если такая возможность предусмотрена законодательством. Передача полномочий в обязательном порядке должна обеспечивается определенным целевым финансированием.
Функции различных государственных органов в государственном водном управлении
Ведомственное управления землями водного фонда возложено на Министерство природных ресурсов России, осуществляющее бассейновое регулирование водопользования в России через систему местных подразделений.
При этом отдельные узкоспециализированные направления управления возложены на такие государственные органы как служба ветеринарного надзора, санитарно-эпидемиологическая служба, служба охраны окружающей среды и прочие.
К примеру, функции Государственного комитета по экологии включают:
- во-первых, участие в совместном обеспечении с другими государственными органами управления в охранных мероприятиях в отношении водных объектов;
- во-вторых, охрану разнообразия видов с биологической точки зрения
- в-третьих, контроль соблюдения экологических норм водопользования и так далее.
Государственное водное управление основывается на следующих постулатах:
- во-первых, устойчивость развития, подразумевающая сбалансированность экономического развития и улучшения окружающей среды;
- во-вторых, сочетание рациональности водопользования и охраны водных бассейнов и ресурсов;
- в-третьих, разграниченность управленческих функций в отношении охраны водных ресурсов и водопользования.
Министерство природных ресурсов России выполняет следующие функции в системе государственного водного управления:
- осуществление планирования водопользования;
- государственный мониторинг водных объектов и ресурсов;
- ведение водного кадастра;
- государственный учет подземных и поверхностных вод;
- контроль использования и охраны водных объектов и ресурсов;
- лицензирование деятельности в сфере охраны и использования водных ресурсов и объектов;
- осуществление работ по подготовке, заключению и реализации бассейновых соглашений.