Принципы государственного управления во Франции
Как во всяком современном развитом демократическом государстве, во Франции система государственного управления строится на принципе разделения властей. Названный принцип был закреплен еще Декларацией прав человека и гражданина 1789 года, которая в последующем стала частью действующей Конституции Франции 1958 г. Принцип разделения властей в разные исторические периоды по-разному воплощался в государственности Франции.
Современное государственное управление Франции характеризуется как смешанная форма правления или, иначе говоря, полупрезидентская или полупарламентская система государственного управления. Такая форма государственного управления предполагает наличие сильной исполнительной власти и относительно слабого высшего законодательного органа или, напротив, усиление роли парламента при ослаблении исполнительной власти.
Так, одной из существенных характеристик французского государственного управления является наличие двух высших исполнительных органов в стране – президента и правительства. Президент обладает собственными полномочиями, которые может реализовывать автономно. При этом руководство вооруженными силами и административным аппаратом относится к полномочиям Правительства, которое подотчетно парламенту, что характерно для парламентских республик.
Реальная форма государственного управления во Франции зависит от того, какие политические силы составляют большинство представительного органа. Если большинство в парламенте президентское, то парламент фактически становится подконтрольным президенту. Роль президента в политической жизни существенно возрастает, он получает возможность формировать правительство из числа политических сил, к которым относится сам. Когда же большинство в парламенте составляют оппозиционные президенту силы, возрастает, соответственно, роль парламента. Ввиду наличия принципа парламентской ответственности президенту приходится формировать правительство из числа позиционных сил. В указанные периоды существенно возрастает роль правительства в политической жизни страны.
Итак, три основных элемента системы государственного управления во Франции представлены следующими высшими должностными лицами и органами публичной власти:
- исполнительная ветвь власти представлена президентом и правительством, возглавляемым премьер-министром;
- законодательная власть реализуется парламентом, именуемым Национальным собранием;
- судебную власть, в свою очередь, осуществляет судебная система, во главе которой стоят Кассационный суд как высший суд в системе судов общей юрисдикции и Государственный совет, возглавляющий систему административной юстиции.
Президент в государственном управлении Франции
Положениями французской конституции президент республики наделен следующими полномочиями:
- выступает гарантом соблюдения конституционных положений;
- обеспечивает эффективное функционирование институтов государственного управления;
- реализует меры, направленные на обеспечение независимости страны, ее территориальной целостности;
- обеспечивает исполнение международных соглашений;
- занимает пост верховного главнокомандующего страны, производит назначение на высшие должности военной и гражданской службы;
- выполняет представительские функции в международных отношениях, от имени страны ведет переговоры с зарубежными партнерами, заключает международные договоры и пр.
Кроме того, президент осуществляет такие полномочия, как назначение главы правительства, принятие решения о досрочном прекращении полномочий представительного органа (роспуска Национального собрания), реализует чрезвычайные полномочия.
Фактически нередко распределение полномочий между президентом и правительством складывается следующим образом: президент реализует задачу общего управления, определяя общие направления внешней и внутренней политики, а правительство осуществляет текущую управленческую деятельность.
Президент Франции избирается сроком на 7 лет, конституционно не установлено ограничение для переизбрания его на эту должность.
Президент обладает следующими процедурными полномочиями:
- председательство в совете министров;
- назначение и отзыв от должности главы правительства, членов правительства и др.
Ввиду того, что сфера законодательного регулирования во Франции ограничена важнейшими областями общественных отношений, все основные вопросы регулируются законом, остальные – актами исполнительной власти.
Поэтому издаваемые президентом ордонансы и декреты рассматриваются не как подзаконные акты, а как самостоятельные правовые источники, принимаемые вне сферы законодательного регулирования. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы, он имеет право отлагательного вето.
Правительство в государственном управлении Франции
Правительство представляет собой высший коллегиальный орган исполнительной власти республики. Оно реализует свои полномочия:
- в форме Совета министров, который возглавляется президентом;
- под руководством премьер-министра.
Все основные вопросы государственного управления, в том числе разработка и рассмотрение важных законопроектов, решение вопроса о доверии, назначение референдума, назначение на высшие должности государственного управления, подлежат разрешению в Совете министров.
Правительство, в том числе его глава, назначаются президентом, такое решение не требует контрассигнации. Однако в виду того что правительство ответственно перед парламентом, президент формирует правительство из числа парламентского большинства.
Парламент в государственном управлении Франции
Высшим представительным законодательным органом республики является парламент. Это Национальное собрание, которое состоит из двух палат: нижняя палата Сенат. Депутаты парламента избираются на основе всеобщего равного прямого голосования. Полномочия французского парламента типичны для парламентов развитых демократических государств. Это законотворческая деятельность, утверждение республиканского бюджета, контроль его исполнения, а также контроль деятельности органов исполнительной власти.