Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Государственное управление во Франции

Принципы государственного управления во Франции

Как во всяком современном развитом демократическом государстве, во Франции система государственного управления строится на принципе разделения властей. Названный принцип был закреплен еще Декларацией прав человека и гражданина 1789 года, которая в последующем стала частью действующей Конституции Франции 1958 г. Принцип разделения властей в разные исторические периоды по-разному воплощался в государственности Франции.

Современное государственное управление Франции характеризуется как смешанная форма правления или, иначе говоря, полупрезидентская или полупарламентская система государственного управления. Такая форма государственного управления предполагает наличие сильной исполнительной власти и относительно слабого высшего законодательного органа или, напротив, усиление роли парламента при ослаблении исполнительной власти.

Так, одной из существенных характеристик французского государственного управления является наличие двух высших исполнительных органов в стране – президента и правительства. Президент обладает собственными полномочиями, которые может реализовывать автономно. При этом руководство вооруженными силами и административным аппаратом относится к полномочиям Правительства, которое подотчетно парламенту, что характерно для парламентских республик.

Реальная форма государственного управления во Франции зависит от того, какие политические силы составляют большинство представительного органа. Если большинство в парламенте президентское, то парламент фактически становится подконтрольным президенту. Роль президента в политической жизни существенно возрастает, он получает возможность формировать правительство из числа политических сил, к которым относится сам. Когда же большинство в парламенте составляют оппозиционные президенту силы, возрастает, соответственно, роль парламента. Ввиду наличия принципа парламентской ответственности президенту приходится формировать правительство из числа позиционных сил. В указанные периоды существенно возрастает роль правительства в политической жизни страны.

«Государственное управление во Франции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Итак, три основных элемента системы государственного управления во Франции представлены следующими высшими должностными лицами и органами публичной власти:

  • исполнительная ветвь власти представлена президентом и правительством, возглавляемым премьер-министром;
  • законодательная власть реализуется парламентом, именуемым Национальным собранием;
  • судебную власть, в свою очередь, осуществляет судебная система, во главе которой стоят Кассационный суд как высший суд в системе судов общей юрисдикции и Государственный совет, возглавляющий систему административной юстиции.

Президент в государственном управлении Франции

Положениями французской конституции президент республики наделен следующими полномочиями:

  • выступает гарантом соблюдения конституционных положений;
  • обеспечивает эффективное функционирование институтов государственного управления;
  • реализует меры, направленные на обеспечение независимости страны, ее территориальной целостности;
  • обеспечивает исполнение международных соглашений;
  • занимает пост верховного главнокомандующего страны, производит назначение на высшие должности военной и гражданской службы;
  • выполняет представительские функции в международных отношениях, от имени страны ведет переговоры с зарубежными партнерами, заключает международные договоры и пр.

Кроме того, президент осуществляет такие полномочия, как назначение главы правительства, принятие решения о досрочном прекращении полномочий представительного органа (роспуска Национального собрания), реализует чрезвычайные полномочия.

Замечание 1

Фактически нередко распределение полномочий между президентом и правительством складывается следующим образом: президент реализует задачу общего управления, определяя общие направления внешней и внутренней политики, а правительство осуществляет текущую управленческую деятельность.

Президент Франции избирается сроком на 7 лет, конституционно не установлено ограничение для переизбрания его на эту должность.

Президент обладает следующими процедурными полномочиями:

  • председательство в совете министров;
  • назначение и отзыв от должности главы правительства, членов правительства и др.
Замечание 2

Ввиду того, что сфера законодательного регулирования во Франции ограничена важнейшими областями общественных отношений, все основные вопросы регулируются законом, остальные – актами исполнительной власти.

Поэтому издаваемые президентом ордонансы и декреты рассматриваются не как подзаконные акты, а как самостоятельные правовые источники, принимаемые вне сферы законодательного регулирования. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы, он имеет право отлагательного вето.

Правительство в государственном управлении Франции

Правительство представляет собой высший коллегиальный орган исполнительной власти республики. Оно реализует свои полномочия:

  • в форме Совета министров, который возглавляется президентом;
  • под руководством премьер-министра.

Все основные вопросы государственного управления, в том числе разработка и рассмотрение важных законопроектов, решение вопроса о доверии, назначение референдума, назначение на высшие должности государственного управления, подлежат разрешению в Совете министров.

Правительство, в том числе его глава, назначаются президентом, такое решение не требует контрассигнации. Однако в виду того что правительство ответственно перед парламентом, президент формирует правительство из числа парламентского большинства.

Парламент в государственном управлении Франции

Высшим представительным законодательным органом республики является парламент. Это Национальное собрание, которое состоит из двух палат: нижняя палата Сенат. Депутаты парламента избираются на основе всеобщего равного прямого голосования. Полномочия французского парламента типичны для парламентов развитых демократических государств. Это законотворческая деятельность, утверждение республиканского бюджета, контроль его исполнения, а также контроль деятельности органов исполнительной власти.

Дата последнего обновления статьи: 16.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot